среда, 13 февраля 2013 г.

Через континент: Лондон, Primary school. Репортаж участника российской делегации Инны Юдиной (Владивосток)


Пригород Лондона. Маленькие кирпичные дома, тихо, спокойно. Встречаем много молодых мам с маленькими детьми. Оказывается, мы идем в одном направлении. Наша цель - начальная школа Primary school

Школа состоит из нескольких небольших зданий, внутренний дворик. Необычно. Нас ждут. Мы гости, нам выдают наклейки – visitor. И приятный молодой человек проводит нас в небольшой зал. Потом узнаем, что это директор школы, Нил. Вместе с нами делегации из Дании. Нил приветливо улыбается и рассказывает нам о школе, в которой работает уже три года.

Школа состоит из двух начальных школ и трех центров дополнительного образования. Обучаются в ней детишки в возрасте от 4,5 недель (да, это не опечатка!) до 11 лет. Конечно же, маленькие крохи учатся вместе со своими родителями. Но и детишки постарше начинали свой учебный день вместе с мамами и папами. Каждое утро, 20 минут родители находятся вместе со своими детьми. Чтобы понимать, что происходит в школе, как чувствуют себя дети, что им нравится, как они учатся. Когда ребята становятся постарше, то узнать о том, что происходит в школе, мамы и папы могут из классного блога.
Первое, что решил изменить Нил в этой школе – учебное пространство. Его теория заключается в следующем: новое пространство изменяет поведение, новое поведение рождает новые способы учебных действий и способствует достижению поставленных учебных целей.
Чтобы продемонстрировать результаты работы школы и всего школьного коллектива Нил пригласил нас заглянуть на уроки в четыре класса.
Первый урок. Project Learning. Возраст детей 10 лет. Просторный учебный класс. Высокие потолки. Никаких излишеств. Все по-спартански просто. Осматриваемся.  Дети работают в группах. Сидят в кружочках. Видят глаза друг друга. На столах тетради, коробки с карандашами и красками, лотки с кубиками, проводками, стопками лежат планшеты. Все пространство класса отдано ребятам. На стенах развешаны правила работы в группе, стенгазеты ребят (проект про теорию Дарвина), полки с книгами, баночки с краской, кисти. В зоне учителя расположена интерактивная доска SMART, ноутбук, обычная маркерная доска. В уголке под батареями лежат подушки – зона отдыха.

Нам разрешили перемещаться по классу, наблюдать за действиями школьников, задавать вопросы учителю и ребятам. Обычно работа над проектом длится в течение 4-х уроков. Проектная идея разрабатывается на первом уроке. Все последующие уроки посвящены доработке своей идеи, проведению экспериментов, оформлению результатов, созданию видеороликов и размещению их на youtube, рефлексии в классном блоге.
Мы попали на заключительный урок. Ребята проверяли работоспособность своей идеи. Задача – поставить эксперимент в результате, которого от одного легкого движения созданная конструкция начнет разрушаться. Такое странное задание. Ребята строили горки из кубиков, домино, проводков, машинок, солдатиков и, приводили свои конструкции в движение. Эксперимент снимали на видео, загружали видео на youtube, описывали результаты в блоге. Ссылку на видеоролик зашифровывали с помощью QR-кода, который распечатывали и приклеивали в свою тетрадь. Учитель и любой ученик может подойти с планшетом к тетради, расшифровать QR-код, сразу же попасть в Интернет и увидеть результат работы группы. Поразило, что планшеты, сервисы Интернет в этом классе были так органичны. «Не кричали» нам, посмотрите, мы используем современные IT-технологии. Их можно поставить в один ряд учебных средств – ручка, тетрадь, кубики, машинки, планшет, блог, Интернет. Все работает на образование ребенка.

Поразила атмосфера в классе. Рабочая, шумная, свободная. Но по одному движению учителя – поднятая рука – весь «хаос» прекращается, ребята слушают установку и работа вновь продолжается.

Второй урок. Математика. Возраст детей 11 лет. В классе один учитель и два ассистента. Дети также сидят в группах. Учитель разбирает видеоролик: умножение трехзначного числа на двухзначное. Очевидно, этот пример решал какой-то ученик, все его действия на планшете записаны, и сейчас учитель разбирает ошибки.

Разные группы выполняют определенные задания. Одни группы играют в математическую игру на листочках, другие решают примеры посложнее на своих маленьких ноутбучках, третьи группы работают на графических планшетах и в тетрадях. Тем ребятам, кому требуется помощь, помогают ассистенты учителя. Такой индивидуальный подход. По надписям на маркерной доске понимаем, что каждый стол работает над определенным заданием в течение 30 минут. Этот класс постигает математические тайны вот уже 1,5 часа. Но, к слову сказать, дети такие же, как у нас, одни работают увлеченно, у других в глазах нет «искорки». Наверное, к ним тоже нужен особый подход.

А теперь малыши – 6-7 лет. Два класса. Новое здание. Гардероб. Полочки с надписями, пальтишки. Но даже здесь дети сидят на подоконнике, на полу, рисуют, пишут, смеются. Учительница очень увлеченно объясняет нам, что дети составляют договор на следующую неделю. 
Идея заключается в следующем: ребятам выдают бланк с учебными обязательствами на следующую неделю. Нужно выбрать, чему ты хочешь научиться – читать, считать до 20, рисовать и т.д. Малыши увлеченно обсуждают свои планы, рисуют, выбирают. Отвечают на вопросы: Кто я? Что я люблю делать? Кто мои друзья? Я хороший? Во что я люблю играть? Думаю, что эти девчушки очень любят фотографироваться! В конце недели учитель будет ставить отметки о выполнении, а ребята напишут, как справились со своим обязательством – «отлично», «мне очень понравилось», «это было весело», «я молодец».

И еще малыши. Несколько учебных зон. Каждая группа работает над своим заданием. Сегодня одна из групп узнает о китайском новом годе, рисует и конструирует драконов. Другая группа сочиняет волшебную историю про «магическую кашу». Третья группа занимается математикой, а в четвертую группу приглашает учитель – здесь ребята работают на планшетах, решают задачи. Группы все время меняются. В течение дня маленькие ученики поработают над разными заданиями.

В этой уютной лондонской школе учатся дети разных национальностей. Они очень подвижны, любопытны, открыты, улыбчивы. Им здесь нравится, это сразу чувствуется. Поразило, что на уроках мы не видели, чтобы учитель что-то долго объяснял всему классу. Главное правило – дети сами должны думать, сочинять, познавать мир, что-то конструировать, анализировать.

Признаюсь, у меня было другое представление о Лондонской школе: консервативная, строгая, «чопорная». Или мы попали совсем в другую школу? Но то, что я увидела, мне понравилось. Очень. Все просто, демократично, по-человечески. Встречается ли что-то подобное в нашей приморской школе? Думаю да. Вспоминаю конкурсный урок учительницы начальных классов Ольги Бордаковой. Она тоже организует учебное пространство по-другому. Дети работают в группах, учатся друг у друга. Вот только принимают ли наши проверяющие такую школьную атмосферу? Нужно поверить учителю, дать ему больше свободы. И тогда, мы тоже будем учить наших детей немного по-другому: не зазубривать даты и факты, а анализировать проблемы; разрешим им делать ошибки, заблуждаться, спорить, думать, мыслить критически. Это так просто!
Инна Юдина, г. Владивосток

понедельник, 11 февраля 2013 г.

Через континент: Лондон, Google, BETT-2013. Репортаж участника российской делегации Инны Юдиной (Владивосток)

Японское море, г. Владивосток, краешек земли. Лондон? Это же так далеко! 8533 км, среднее время в полете 14 часов 40 минут, разница во времени 11 часов. Непреодолимое расстояние… Но, кто сказал, что это невозможно? Есть Программа и люди, которые дарят удивительные подарки. Поездку в Лондон, на выставку BETT 2013 мне подарила Программа Intel «Обучение для будущего». 

За окном вечер, метель, снег. Я перелистываю фотографии, вспоминаю свои короткие лондонские каникулы…

Трудный и долгий перелет. Аэропорт Хитроу. Таможня. Мы с Ириной Заботиной подходим к стойке к молодому сотруднику. Улыбается хитро: «Цель прибытия в Лондон?» Мы отвечаем: «Образовательная выставка BETT и, конечно, сам Лондон!» Снова вопросы: «Ваша профессия? Кого Вы учите? Как долго планируете пробыть в Лондоне?» Понимаем, отвечаем. Таможня пройдена!

Как приятно видеть улыбающееся лицо Тани Пирог! Встретились, и сразу в метро. Красивые вагончики, 45 минут мелькают пригороды Лондона, станции метро. Вот ты какой! Простой, низкоэтажный, твой цвет – цвет красного кирпича. Потом отель, короткий отдых. И первое мероприятие. Офис Google.

Мечтала увидеть своими глазами людей, которые работают в компании Google. Они очень молоды, жизнерадостны и активны. Юноши и девушки. Наверное, из разных уголков мира.

Экскурсию по Лондонскому офису проводили двое молодых американцев. Жаль, что в самом офисе нельзя фотографировать. Попробую вспомнить самое интересное. Итак, в офисе работает около 200 сотрудников. Удивило огромное количество комнат отдыха, особенно тех, которые предназначены для кофе-пауз. «Кухня должна находиться от сотрудника на расстоянии не более 50 метров». Хорошее правило. Проголодался – иди в бар или столовую. В коридорах на стенах развешаны маркерные доски. Есть возможность выплеснуть эмоции. Берешь ручку и рисуешь, пишешь, радуешься, ругаешься, смеешься. Думаю, что работа у ребят напряженная. Поэтому можно забежать в музыкальную комнату и изо всех сил постучать по барабанам или поиграть на гитаре. А еще поваляться в шезлонге, уснуть в кресле, полежать на мягком коврике или спрятаться в автобусе, самом настоящем. Иногда нам удавалось заглянуть в пустые кабинеты сотрудников. Очень эргономично обустроено пространство. Здесь рождаются новые сервисы, идеи, будущее. Спасибо Google, мы еще на раз встретимся с тобой в Лондоне.

Конечно, одно из самых ярких впечатлений – выставка BETT, которая проходит в Лондоне уже в 29 раз. Огромный выставочный комплекс в ExCeL. Более 750 экспонентов. От количества людей кружится голова. Мы приготовили регистрационные листы, распечатанные с сайта выставки http://www.bettshow.com. Волонтеры помогают зарегистрироваться и получить пропуск.
И вот перед нами выставочный город.  В первое мгновение охватывает паника. Как здесь не заблудиться? Куда отправиться? Как понять, что происходит? Спокойно. Идем, осматриваемся. Хорошо, что я вместе с Ириной Заботиной. Она отлично владеет французским языком. «Vous parlez français?» Нам ищут переводчика, Ирина задает вопросы, получает ответы. Начинаем ориентироваться. (Забавно, мы русские, находясь в Лондоне ищем людей, разговаривающих на французском языке).
Что же предлагает мировая IT-индустрия образованию?
Образовательный контент для школ, к сожалению, чаще всего платный.
Компания Tigtagworld http://dev.tigtagworld.com/international/ предлагает интересные видеоролики по всем предметам школьного цикла. На выставке нам показали видеоролики о природе на русском языке.
http://busythings.co.uk/ - на портале представлены обучающие игры для малышей и младших школьников. Есть свободный доступ к некоторым материалам. Например, такие смешные раскраски:
http://www.10monkeys.com/us/  - очень содержательный и красиво представленный контент для начальной школы, есть свободный доступ к некоторым материалам.
http://www.educationcity.com/uk - образовательный портал для школ, требуется регистрация.
Особое внимание на выставке было уделено технологиям создания 3D-изображений. По мнению разработчиков, такие технологии способствуют более качественному представлению учебного материала и усвоению новых знаний.
Конечно, это всего лишь малая доля образовательных ресурсов, представленных на выставке.
Не обошли представители IT-индустрии стороной и вопросы управления образовательным процессом. Многие экспоненты демонстрировали платформы, объединяющие такие возможности как: управление учебными материалами, управление учебными планами, тестирование и оценка, отчетность по успеваемости учащихся, работа в интернете. Очень интересные решения предлагались для изучения языков.


Поразило на выставке огромное количество планшетов. Очевидно, что «настоящее» образования это «планшетизация».
Любые поверхности превращаются в интерактивный дисплей – стол, интерактивная доска, планшет, пол, потолок. 

BETT-2013 поражает воображение. Новые технологии рождают образовательное пространство нового типа, в котором есть место «облакам», планшетам, роботам, виртуальной и дополненной реальности, интерактивным системам. Английские школьники – полноправные участники взрослой выставки, демонстрировали посетителям, что не использовать все эти технологии они уже не могут. Готовы ли мы, взрослые, сделать все возможное, чтобы все представленное на выставке работало на образование ребенка? Думаю, что у нас нет другого пути. Только нужно поработать над устранением разрыва между IT-технологиями и учителем.


PS: продолжение следует…
Инна Юдина, г. Владивосток

четверг, 7 февраля 2013 г.

Так что же такое успех?


Завершился конкурс Историй успеха участников программы Intel «Обучение для будущего», поданных на конкурс с 1 октября по 31 января 2012 года. Впервые, истории успеха оценивались независимым экспертным сообществом!  В конкурсе участвовало 40 историй. Несколько историй были исключены из оценивания, т.к. они не соответствовали требованиям конкурса. В оценивании историй приняли участие 41 эксперт из числа координаторов и тьюторов программы. Каждая история получила 19-20 оценок, поэтому можно с уверенностью сказать, что степень объективности очень высокая.
Эксперты работали усердно и оперативно. Огромная благодарность экспертам, которые прочитали и оценили все истории. Истории оценивались с помощью разработанных критериев: Используют ли авторы историй успеха реальные данные? Четко ли описаны достижения героев истории? Ясна ли роль программы Intel «Обучение для будущего» в достижении успеха? Как программа повлияла на личностный рост и профессиональную жизнь самого героя истории?

Итак, по результатам экспертного оценивания, рады вам представить не десятку, а целую дюжину лучших историй:
  • «Начни с себя!», автор и герой Кондратюк Оксана Петровна, Омская область (9.250 баллов)
Мы также выражаем благодарность остальным участникам, представившим на конкурс свои истории.  Всем участникам будут вручены сертификаты. Авторы и герои лучших историй будут награждены памятными призами от программы Intel «Обучение для будущего». Автор и герой истории, получившей наивысшую оценку экспертного сообщества, Матвеева Оксана Петровна награждается трэвел-грантом.
Так что же такое успех? О чем писали наши участники? 

О том, кто такой современный учитель, и чем он отличается от учителя вчерашнего:
«Современный учитель – это умный собеседник, умеющий слышать то, что значимо для ребенка. Это исследователь, применяющий «технологии» личностного роста. Это консультант, направляющий познание и развитие. Это эксперт, которому доверяет ученик». (Матвеева О. П., учителя русского языка и литературы МБОУ города Иркутска СОШ № 57). 

Герои историй пишут о победах, благодаря участию в  программе Intel «Обучение для будущего»:
«1 место на очном VI Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодёжи "Меня оценят в XXI веке" в Москве». (Кобелева Галина Александровна., тьютор Программы Интел "Обучение для будущего" из Кировской области.)
«В этом (2012) году я поступила в аспирантуру и прошла тренинг для тьюторов по программе 1 ученик : 1 компьютер». (Степанова Светлана Юрьевна, "Нижегородский институт развития образования".  
«Я приняла участие в конкурсе тьюторов по курсу «Введение в информационную образовательную среду 21 века». Я рада, что смогла выиграть этот конкурс, главным призом которого была поездка в Лондон на ВЕТТ 2012. Ого, теперь уже выходим на международный уровень!». (Мещерякова Ирина Александровна, «Московский институт открытого образования»)

О том, насколько меняется сам процесс обучения, когда за дело берутся вдохновленные тьюторы программы:
«Мои ученики получают вопрос, на который им необходимо найти ответ: «Как человек может получать знания всегда, когда ему это необходимо?». Глаза ребят загорелись. Проект – это рывок вперед», пишет Антонова Елена Анатольевна о Борисове Андрее Николаевиче, учителе информатики, высшей квалификационной категории, МКОУ Брединской СОШ № 1,Челябинской области.
Писали о том, насколько программа вдохновляет преподавателей и учеников, и руководство учебных заведений начинает смотреть на учебный процесс совершенно по-новому. Участники не только описывали происходящее и свое отношение к нему, но были рады поделиться опытом, советом, находкой, искренне, и открыто радовались достижениям детей, творческим результатам работы с ними, с которыми можно познакомиться по многочисленным ссылкам, размещенным авторами в историях.
Все это говорит о том, что программа Intel «Обучение для будущего», из года в год демонстрирует свою значимость и востребованность и уверенно меняет реальность в российских учебных заведениях. А для сотрудников программы Intel такие истории – лучший показатель их труда и лучшее вдохновение для будущих творческих идей. И как сказала в своей истории успеха Калиберда Елена Львовна (Оренбург): «Преодолевая ступень за ступенью, в том числе курсы «Intel Обучение для будущего», мы идем и ведем за собой тех, кто доверил нам частичку своей истории, название которойшкольные годы. Преодолевая шаг за шагом, мы сами становимся сильнее, увереннее в своих силах и силах тех, кто рядом с нами».
 
Спасибо всем участникам, а также выражаем особую благодарность членам экспертного сообщество за качественное и оперативное судейство.

вторник, 5 февраля 2013 г.

Старт программы Intel® «Обучение для будущего» в 2013 году

Корпорация Intel и НК «Прожект Хармони, Инк.» объявляют о старте Программы Intel® «Обучение для будущего» (www.iteach.ru) для образовательных учреждений Российской Федерации на 2013 год.

Программа Intel® «Обучение для будущего» проводится в России и странах СНГ с 2002 года, за это время более 1 миллиона педагогов и студентов педагогических специальностей сузов и вузов обучились по различным курсам Программы и повысили свою квалификацию. Программа работает более чем в 100 городах России. При поддержке Программы педагоги и студенты стали участниками большого количества региональных и всероссийских семинаров, конкурсов, проектов и конференций.

Уважаемые коллеги, приглашаем Вас и ваши организации принять участие в международной программе Intel® “Обучение для будущего” в 2013 году.

Участие в международной Программе дает возможность работникам образовательных учреждений и студентам педагогических специальностей повысить свою квалификацию как в дистанционной, так и очной формах обучения, с учетом ключевых компетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в XXI веке, а также требований ФГОС нового поколения: ИКТ-компетенции, управление проектом, развитие мыслительных умений высокого уровня, умение работать в команде и сотрудничать, умение принимать решения и быть мобильным; научиться новым формам оценивания деятельности учащихся, интегрировать новые информационные и педагогические технологии в повседневную профессиональную деятельность и в работу с детьми на основе личностно-ориентированного подхода.

Программа начинается с 1 февраля 2013 г. и заканчивается 31 января 2014 г.

Основные направления работы программы:

В 2013 году приоритетным направлением программы станет дистанционное обучение и онлайн обучение российских педагогов и студентов, профессиональное развитие педагогов посредством сетевых сообществ, освоение передовых методов и средств обучения.

Основные задачи на 2013 год:
  1. Развитие среды для дистанционного и онлайн обучения педагогов и студентов.
  2. Создание условий для сетевого сотрудничества педагогов и студентов.
  3. Подготовка сетевых тьюторов, фасилитаторов, модераторов.
  4. Развитие экспертного сообщества и создание инструментов для общественной экспертизы.
  5. Методическое обеспечение дистанционного и онлайн обучения.
  6. Методическая поддержка педагогов использующих новые педагогические технологии для формирования навыков XXI века с требованиями ФГОС нового поколения.
Планы на 2013 год:
  1. Очное обучение педагогов и студентов основным курсам Intel® :
    • «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века».
    • «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века».
  2. Дистанционное обучение педагогов и студентов:
    • Курс ТЕО «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века»
    • Фасилитируемые Курсы из серии Элементы: “Метод проектов в классе”, “Сотрудничество в классе 21 века”, “Оценивание в классе 21 века”, Модель «1 ученик - 1 компьютер»: мотивация учащихся, «Критическое мышление на основе анализа данных» (новый курс).
    • Онлайн семинары и тренинги для педагогов.
    • Обучающая онлайн олимпиада для студентов педагогических специальностей.
  3. Профессиональное развитие участников программы:
    • Конкурс портфолио учебных и внеурочных проектов педагогов .
    • Конкурс Learnig Path (методических разработок) педагогов.
    • Конкурс сетевых проектов для детей и родителей.
    • Конкурс историй успеха.
    • Онлайн семинары и тренинги для тьюторов и авторов проектов.
    • Проведение очных и онлайн конференций для тьюторов и участников программы.
  4. Работа со школами и учащимися:
    • Сетевые проекты для учащихся и родителей.

Новое! В 2013 году в программе состоится запуск системы профессионального развития учителей iTAO, позволяющей создавать региональную онлайн среду для профессионального развития педагогов.

Участие в программе НЕ подразумевает финансовую поддержку организаций или координаторов, тем не менее, самые активные организации и координаторы будут поощрены за свою работу в программе.

Требования к частникам программы
  1. Включить курсы Программы (единым курсом либо модулем) в план курсовой подготовки работников образования и Предоставить классы, оборудованные компьютерами с доступом в Интернет, для проведения обучения. Для обучения могут быть задействованы классы партнеров организации (например, школы).
  2. Cоздать команду тьюторов, обеспечивающих обучение заявленного количества слушателей, и способствовать их профессиональному развитию.
  3. Обучить по основному и/или вводному курсам Программы и по курсам Элементы заявленное количество слушателей (не менее 100).
  4. Не реже, чем 1 раз в месяц, проводить региональные мероприятия в рамках программы в очной или дистанционной форме (семинары, тренинги, конференции, вебинары, и т.д.).
  5. Провести конкурс среди выпускников Основного курса Программы на лучшее портфолио проекта. Выдвинуть на всероссийский конкурс Проектов не менее 1 участника.
  6. Предоставить на конкурс «Историй успеха» выпускников программы не менее 1 истории.
  7. Информировать участников программы об общепрограммных всероссийских или международных мероприятиях (проекты, инициативы, конкурсы и т.д.) и организовать участие в них.
  8. Предоставлять организаторам Программы материалы, подтверждающие реализацию Программы в организации, ежемесячные отчеты о количестве обученных и проведенных мероприятиях.
Обязательства организаторов Программы
  1. Заключить договоры о сотрудничестве с организацией и координатором, регламентирующие деятельность обеих сторон.
  2. Каждому слушателю предоставить онлайн доступ к материалам курсов.
  3. Обеспечить каждого слушателя, прошедшего обучение по основным и очным курсам, печатным свидетельством, каждого слушателя онлайн курсов - электронным свидетельством.
  4. Обучить дистанционно новых тьюторов, предоставить тьюторам возможность повышать свою квалификацию в дистанционных семинарах, тренингах и ежегодном Тьюториале.
  5. Оказывать методическую поддержку координаторам и тьюторам Программы через консультации с экспертами, работу сообщества, раздел сайта «Методическая поддержка». Предоставить тьюторам возможность сертифицироваться.
  6. Провести общепрограммные всероссийские конкурсы для координаторов, тьюторов и выпускников Программы (Конкурс портфолио проектов, конкурс историй успеха и др.). Победителей поощрить ценными призами.
  7. Оказывать информационную поддержку участникам программы и консультации через сайт, списки рассылки и сообщества Программы.
  8. Обеспечить координаторов инструментами взаимодействия с организаторами и оценки результативности Программы.
  9. Обеспечить поощрительными призами самых активных координаторов и организации, участвующие в Программе, по итогам года.
Заявки на участие в программе принимаются до 15 февраля 2013 года.

Объявление списка участников программы в 2013 году и старт программы – 15 февраля 2013 года.

В программе могут принять участие любые образовательные учреждения, согласившиеся взять на себя изложенные обязательства.

Для подачи заявки необходимо заполнить электронную форму:

Форма для площадок, принимавших участие в 2012 году: https://db.ph-int.org/shared/prj_survey_apply.php?id_survey=231

Форма для новых площадок: http://www.iteach.ru/application_2013.php (прежде чем заполнить заявку, зарегистрируйтесь, пожалуйста, на сайте программы)

В заявке нужно обязательно указать план обучения по выбранным курсам программы.

Оператором Программы в России является некоммерческая корпорация «Прожект Хармони, Инк.», которая осуществляет управление программой, взаимодействие с организациями и заключение договоров.

Дополнительные вопросы по участию в Программе можно задать менеджеру программы Татьяне Пирог (tatyana.pirog@ph-int.org)