вторник, 31 января 2012 г.

Как мы ездили на BETT-2012 - отчет-отзыв экспертов и тьюторов Программы Intel ® "Обучение для будущего" Елены Круподеровой и Татьяны Каняниной



C 11 по 14 января в Выставочном зале Olimpia в Лондоне проходила международная выставка BETT-2012. Выставка British Education and Training Technology (BETT) является важнейшим событием в мире образовательных технологий, которая ежегодно проводится в Великобритании в начале года. 

Об этой выставке мы были наслышаны еще в прошлом году, когда делегация интеловцев посетила BETT в первый раз. Мы зачитывались впечатлениями Брыксиной Ольги, Михеевой Ольги, Рождественной Людмилы, Кобцевой Лидии, Суховерховой Эллы в блоге программы. http://iteach-2008.blogspot.com/2011_01_01_archive.html

По-хорошему им завидовали. Вдруг появляется сообщение Пирог Татьяны о том, руководство программы хотело бы сделать доброй традицией - посылать на международную образовательную выставку BETT самых активных участников программы Intel "Обучение для будущего". И вот оно счастье – мы в составе делегации программы, отправляющейся на BETT-2012. 

Это был незабываемый праздник от первой до последней минуты. При посадке в самолет нас встречал Дед Мороз и поздравлял с наступившим Новым годом, и это было началом удивительной пятидневной сказки. Итак, по порядку… 

Великобритания. Удивительная и такая «родная» страна. В памяти всплывают все знакомые названия, начиная с аэропорта Хитроу. Жаль только, что изучение в школе и ВУЗе английского языка позволило нам все понимать, но практически ничего не говорить… 

Лондон. Город спокойный, уравновешенный, не туманный и не дождливый, а даже солнечный. Он ошеломил яркими красками, ухоженными зелеными парками, яркими клумбами. И это в январе! Удивляться мы начали с первых минут пребывания в Лондоне. Столько красного цвета мы не видели раньше никогда (разве на первомайских демонстрациях в далекой юности). Двухэтажные красные автобусы (не понятно, зачем их так много, ведь они ходят полупустые), красные телефонные будки, красные почтовые ящики посреди тротуаров, огромные красные вывески «Sale». Правостороннее движение, такси в «ретро-стиле», бесплатные музеи и платное посещение соборов. Обзорная экскурсия по столице и прогулка на кораблике по ночной Темзе сразу открыли нам многие «знакомые» достопримечательности Лондона. Вспоминается Пикадилли, в центре которого стоит величавый Эрос, знаменитая Оксфорд-стрит, пестреющая манящими витринами, величественный собор Святого Павла, памятник Шерлоку Холмсу на Бекер-стрит, музей мадам Тюссо, Трафальгарская площадь, в центре которой памятник Нельсону, окруженный скульптурами львов, фонтаны, мосты… И, конечно, Биг-Бен, который красив и днем и ночью. Некоторые достопримечательности Лондона мы смогли посетить. Строгое, но в тоже время, словно ажурное внешне (в готическом стиле) Вестминстерское аббатство поразило своим внутренним назначением. Там покоятся останки почти 3000 человек. Писатели, поэты, музыканты, великие деятели прошедших эпох. Познавательная экскурсия на русском языке проводилась «электронным» гидом. Смена караула у Букингемского дворца. Огромное количество гостей, наблюдающих за этим действием. Сразу возникли мысли о том, что это не просто постановка, это дань истории, сохранение традиций. Страна так живет, а на государственном языке этой страны говорит половина человечества… 

Музеи Лондона. Если улицы и здания Лондона хранят его историю, то музеи открывают миру многое из истории человечества. Можно многое рассказать о Национальной Галерее, Музее естественных наук, Музее Виктории и Альберта. Но нас очень привлекал Музей Науки, ведь именно в нем находится машина Бэббиджа, про которую столь часто мы рассказываем учащимся и студентам, изучая историю компьютерной техники. 

Посещение ВЕТТ-2012 - основная цель нашего визита в Великобританию. Нас ждало потрясение от выставки. Она предстала перед нами яркими красками многочисленных стендов, приветливыми лицами их хозяев в разноцветных футболках. На площади 30 000 кв.м. разместили свои экспозиции около 700 английских и международных производителей аппаратных и программных средств, предлагающих свою продукцию для образования. Очень понравилось всевозможное интерактивное оборудование. Интерактивные доски уже с четырьмя независимо работающими на ней пользователями, интерактивные столы, системы интерактивного голосования – все это хотелось опробовать, а, главное, представить в своих классах. Впечатлило оборудование для кабинетов физики, химии, биологии, технологии, программируемые Лего-роботы. И, конечно, поразили всевозможные решения в организации комфортного рабочего пространства. Очень удобная эргономичная мебель, всевозможные приспособления для детей с ограниченными возможностями. Вот как, например, выглядит продукция фирмы Folio http://folio.co.uk/ И, конечно, поразило разнообразие программного обеспечения. Особенно много развивающих программ для дошкольников и начальной школы. 

Но наша поездка – это не только посещение BETT-2012. 13 января мы посетили школу Sandringham school, расположенную в пригороде Лондона. Нас поразило в этой школе очень многое. Это открытые, никем не охраняемые кабинеты, в любой из которых нам разрешили зайти, где можно было все потрогать, поиграть на музыкальных инструментах, все пофотографировать. Это открытые, доброжелательные лица учеников и учителей. Это до мелочей продуманная комфортная учебная среда, где легко осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения. Когда мы смотрели на эту чудесную школьную мебель, на компьютерную технику, на картины в коридорах, на то, как во время перерыва в учительской одна из учителей заботливо разливала чай и кофе всем коллегам, на театральную студию и фотолабораторию, на комнату для оркестра, на огромное футбольное поле, мы вспоминали модуль 6 нашего основного Intelовского курса «Планирование успешной работы учащихся по проекту», где в занятии 1 речь идет о создании комфортных условий обучения для каждого ученика. Именно это мы увидели в школе Sandringham school. 


Поразили учебники, очень практико-ориентированные. Понравились стенды, где в конце урока ученики записывают свои вопросы, на которые учитель даст ответ в начале следующего урока. Понравилось, что в школе много мужчин-учителей. Понравился директор школы – очень живой и приветливый, пытавшийся что-то сказать нам по-русски. Удивились, что и в Англии есть система классного руководства. И классный руководитель выполняет свои обязанности бесплатно. 
Первый урок во всех классах начинается с электронной регистрации учащихся. Всего 10 минут. Кстати, надо заметить, что если ребенок опаздывает на более чем 15 минут, то он «получает наказание» - после уроков сидит в актовом зале на стульчике 1 час. Просто сидит, без компьютера и сотового. Уроков каждый день всего 5 и длятся они в данной школе каждый по 60 минут.  
А еще мы в очередной раз порадовались тому, что являемся тьюторами программы «Обучение для будущего». И мы стараемся и наших учителей знакомить с проектным методом, с искусством задавания вопросов (в школе в каждом классе мы видели диаграммы, показывающие, как правильно задавать вопросы). А на плакате в учительской, где учителя вписывают свои идеи для проведения креативной недели, мы увидели листочек, где было записано «Веб 2.0». Мы порадовались, что мы уже несколько лет приобщаем наших учителей к Вебдванольным технологиям. И мы уверены, что очень правильными являются усилия программы, направленные на реализацию личностно-ориентированного образования через проектную деятельность, через организацию исследовательской деятельности учащихся, формирующее оценивание, внедрение модели 1 ученик : 1 компьютер. 

Итог. У Сэмюэла Джонсона есть слова: «Если Вы устали от Лондона, то Вы устали жить, потому что здесь есть все, что можно ждать от жизни». Мы безумно уставали. Но не от Лондона, а от желания узнать это «все». К вечеру мы были просто «без ног», но с огромным ощущением радости от увиденного на выставке, от чудесного общения с коллегами из нашей дружной команды, от узнаваемого в школе и просто от прожитого дня в таком удивительном городе. 

Огромное спасибо образовательной программе Intel «Обучение для будущего» за возможность познания нового! Огромное спасибо организаторам нашей поездки. Это было незабываемо! Уверены, что увиденное прорастет нашими новыми проектами, идеями, тренингами и мастер-классами. 

Нижний Новгород. Послесловие. 
Мы уже скучаем по Лондону, он остался в нашем сердце. И на вопрос «Ну как Лондон?», мы неизменно отвечаем «Сон? Сказка? Но это было! Нереальная реальность…!» 

Елена Круподерова, Татьяна Канянина, тьюторы программы Intel "Обучение для будущего". 





понедельник, 30 января 2012 г.

Программа Intel® «Обучение для будущего» продолжается!

Корпорация Intel и НК «Прожект Хармони, Инк.» объявляет о старте Программы Intel® «Обучение для будущего» (www.iteach.ru) для образовательных учреждений Российской Федерации на 2012 год.

Программа Intel® «Обучение для будущего» проводится в России и странах СНГ с 2002 года, за это время более 1 миллиона педагогов и студентов педагогических специальностей сузов и вузов обучились по различным курсам Программы и повысили свою квалификацию. Программа работает более чем в 100 городах России. При поддержке Программы педагоги и студенты стали участниками большого количества региональных и всероссийских семинаров, конкурсов, проектов и конференций.

Программа предлагает:
  • участие организации и ее сотрудников в международной программе;
  • профессиональное развитие и повышение квалификации;
  • участие в различных онлайн мероприятиях, направленных на формирование качеств педагогов нового поколения;
  • освоение передовых технологий обучения;
  • свободный доступ к учебным материалам и методическим ресурсам программы;
  • дистанционную поддержку и методическое сопровождение тьюторов.
Участие в Программе дает возможность работникам образовательных учреждений - учителям, преподавателям, воспитателям, администраторам, методистам, социальным педагогам, школьным психологам и студентам педагогических специальностей - повысить свою квалификацию с учетом ключевых компетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в XXI веке, с учетом требований стандартов 2-го поколения: ИКТ-компетенции, управление проектом, развитие мыслительных умений высокого уровня, умение работать в команде и сотрудничать, умение принимать решения и быть мобильным; научиться новым формам оценивания деятельности учащихся, интегрировать новые информационные и педагогические технологии в повседневную профессиональную деятельность и в работу с детьми на основе личностно-ориентированного подхода.



Для профессионального развития педагогов и повышения квалификации в программе предлагаются:

Основные очные курсы:

  1. Вводный курс «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века» (24 часа). Курс рассчитан на педагогов всех типов и уровней, работающих с учащимися и студентами, и для студентов педагогических специальностей сузов и вузов
  2. Основной курс «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» (36–72 часа). Курс рассчитан на педагогов, знакомых с методом проектов, основами компьютерной грамотности и Интернет хотя бы на начальном уровне и для студентов педагогических специальностей сузов и вузов.
Основной дистанционный курс:
В программе предусмотрено очно-дистанционное обучение по Основному курсу «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» (36-72 часа). Курс рассчитан на педагогов, знакомых с методом проектов и основами компьютерной грамотности и Интернет.

Развивающие инновационные курсы:
  1. Курс «ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения» (8-12 часов). Курс представляет собой тренинг для руководителей образовательных учреждений (директоров, завучей школ и сузов).
  2. Курсы для самообразования из серии Intel «Элементы» (дистанционно или локально) Элементы - это короткие увлекательные курсов для самостоятельного обучения, которые помогут слушателям подробно ознакомиться с образовательными концепциями XXI века, такими как обучение по методу проектов, формирующее оценивание или совместная работа с использованием средств Web 2.0.
    1. «Метод проектов»
    2. «Оценивание в классе»
    3. «Сотрудничество»
Онлайн мероприятия:
  1. Международная онлайн конференция по образовательным технологиям для участников программы.
  2. Вебинары для тьюторов и участников программы по актуальным темам современного образования.
  3. Дистанционный тьюториал для тьюторов программы.
  4. Сетевые проекты и конкурсы для участников программы и их учащихся.
Обязательства организаций-участников программы
Организация, подавшая заявку на участие в программе, берет на себя следующие обязательства:

По организации обучения:
  1. Назначить координатора обучения по Программе Intel(r) «Обучение для будущего» из числа сотрудников организации.
  2. Включить курсы Программы (единым курсом либо модулем) в план курсовой подготовки работников образования.
  3. Cформировать корпус тьюторов, обеспечивающих обучение заявленного количества слушателей.
  4. Предоставить классы, оборудованные компьютерами с доступом в Интернет, для проведения обучения. Для обучения могут быть задействованы классы партнеров организации (например, школы).
  5. Обучить по основному и/или вводному курсам Программы заявленное количество слушателей (не менее 100).
  6. Предоставлять организаторам Программы материалы, подтверждающие реализацию Программы в организации: ежеквартальные отчеты о количестве обученных и проведенных мероприятиях.
По обеспечению качества
  1. Содействовать повышению тьюторского профессионализма и сертификации тьюторов.
  2. Провести конкурс среди выпускников Основного курса Программы на лучшее портфолио проекта.
  3. Выдвинуть на всероссийский конкурс Проектов не менее 1 участника
По продвижению программы
  1. Принять участие в конкурсе «Историй успеха» выпускников программы - предоставить не менее 1 истории успеха.
  2. Информировать участников программы об общепрограммных всероссийских или международных мероприятиях (проекты, инициативы, конкурсы и т.д.) и организовать участие в них.
Обязательства организаторов Программы
Организаторы программы берут на себя следующие обязательства:
  1. Заключить договоры о сотрудничестве с организацией и координатором, регламентирующие деятельность обеих сторон.
  2. Каждому слушателю предоставить онлайн доступ к материалам курсов.
  3. Обеспечить каждого слушателя, прошедшего обучение по основным и очным курсам, печатным свидетельством, каждого слушателя онлайн курсов - электронным свидетельством.
  4. Обучить дистанционно новых тьюторов, предоставить тьюторам возможность повышать свою квалификацию в дистанционных семинарах, тренингах и ежегодном Тьюториале.
  5. Оказывать методическую поддержку координаторам и тьюторам Программы через консультации с экспертами, работу сообщества, раздел сайта «Методическая поддержка».
  6. Провести общепрограммные всероссийские конкурсы для координаторов, тьюторов и выпускников Программы (Конкурс портфолио проектов, конкурс историй успеха, конкурс фасилитаторов, конкурс площадок и др.). Победителей поощрить ценными призами.
  7. Оказывать информационную поддержку участникам программы и консультации через сайт, списки рассылки и сообщества Программы.
  8. Обеспечить координаторов инструментами взаимодействия с организаторами и оценки результативности Программы.
  9. Провести сертификацию тьюторов по основным курсам.
  10. Обеспечить поощрительными призами самых активных координаторов и организации, участвующие в Программе, по итогам года.
Заявки на участие в программе принимаются до 10 февраля 2012 года.
Объявление списка участников программы в 2012 году и старт программы – 15 февраля 2012 года.

В программе могут принять участие любые образовательные учреждения, согласившиеся взять на себя изложенные обязательства.

Участие в программе НЕ подразумевает финансовую поддержку организаций или координаторов.

Для подачи заявки необходимо заполнить электронную форму:

Форма для площадок, принимавших участие в 2011году: http://db.iteach.ru/shared/prj_survey_apply.php?id_survey=146

Форма для новых площадок: http://www.iteach.ru/application_2012.php

В заявке нужно обязательно указать план обучения по выбранным курсам программы.

Оператором Программы в России является некоммерческая корпорация «Прожект Хармони, Инк.», которая осуществляет управление программой, взаимодействие с организациями и заключение договоров.

Дополнительные вопросы по участию в Программе можно задать менеджеру программы Татьяне Пирог (tatyana.pirog@ph-int.org) или координатору программы Якову Останину (yakov.ostanin@ph-int.org)