среда, 13 апреля 2011 г.

История успеха студентов-участников проекта "Вчера - сегодня - завтра" (Брыксина О.Ф.), часть 2

часть 1, часть 2, часть 3

5 января 2011 на сайте  nachalka.com состоялся анонс проекта. А 7 февраля участниками первого этапа стали 119 команд учащихся 1-4 классов.

Участникам проекта предстояло пройти 5 этапов. На каждом этапе организаторы проекта ставили задачи, связанные с формированием у школьников определенных личностных качеств (расширение кругозора, повышение мотивации к учению, умений работать в команде), технологических навыков (освоение новых сервисов сети Интернет) и универсальных учебных  действий (поиск информации, создание информационных продуктов, умение планировать свою деятельность, проводить исследование и т.п.).

Этап 1. Интеллектуальная разминка. Викторина «Жизнь замечательных людей»

На первом этапе учащимся предстояла познакомиться с историей российской науки. Готовясь к нему, организаторы проекта сделали иллюстрированный фотоальбом, рассказывающий о жизни великих  русских ученых и изобретателей, которые внесли неоценимый вклад в развитие науки и техники.
Учащимся было предложено самостоятельно познакомиться с биографией некоторых ученых и историей знаковых открытий и ответить на вопросы викторины, заполнив Web-форму.
На этом  этапе прогнозировались следующие результаты участников проекта:
  • личностные: развитие навыков сотрудничества в коллективе, умений распределять функции между участниками проекта, формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • технологические: совершенствование навыков поиска информации в сети Интернет, знакомство с сервисом http://www.slideboom.com, заполнение Web-анкет, формирование навыков сетевого взаимодействия  посредством форума;
  • универсальные учебные действия: навыки поискового и ознакомительного чтения при работе с ресурсами сети Интернет, умение структурировать информацию, выделять главную мысль, четко отвечать на поставленные вопросы, освоение начальных форм познавательной рефлексии.
Для участников проекта была открыта ветка форума “Что нас удивило?”, на которой они обменивались интересной дополнительной информацией об открытиях и изобретениях, сделанных в разное время и в разных странах.
Подводя итоги первого этапа, организаторы проекта отметили высокую познавательную активность команд не только при заполнении анкет, но и при обсуждении великих открытий прошлого на форуме.

Этап 2. Фотогалерея «О чем рассказывают старые вещи...»

Путешествие в прошлое продолжилось на втором этапе. На этот раз детям предстояло узнать о реальных предметах-реликвиях, представляющих интерес в плане демонстрации динамики (прогресса) развития различного рода изобретений или научных открытий (“прообразов” сегодняшних бытовых приборов, технических устройств и т.п.), которые хранятся дома, в школьных или городских музеях и пересказать истории этих вещей (когда эта вещь была создана и, может быть, кем; для чего она предназначена, где она хранится и т.п.). Организаторам было важно, чтобы дети обратились к истории своей семьи.
Прогнозируемые  результаты участников проекта на втором этапе:
  • личностные: уважение и осознание ценностей семьи и общества, формирование позиции человека любознательного, активно и заинтересованно познающего окружающий мир, развитие навыков сотрудничества со взрослыми;
  • технологические: совершенствование навыков работы с графической информацией, размещением ее в сети Интернет, формирование навыков сетевого взаимодействия  посредством форума;
  • универсальные учебные действия:владение основами организации собственной деятельности и деятельности команды; освоение способа решения проблем поискового характера, активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения познавательных задач.
Участниками проекта размещено в галерее 320 фотографий уникальных вещей! Ребята фактически написали историю жизни своих  прабабушек и прадедушек, дедушек и бабушек…
На этом этапе учащимся потребовались метапредметные умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выделять наиболее эффективные способы достижения результата. Кто-то отправился в музей, кто поехал в гости к бабушке, кто отправился к соседям... Не для всех эта работа оказалась легкой. В проекте были команды из совсем “молодых” городов. Например, команда “Растишки” из города Кодинска Красноярского края, который был образован в 1977 г. Сюда “люди ехали на строительство  Богучанской ГЭС из  разных уголков нашей страны и вряд ли везли с собой старинные вещи” (так нам писала Наталья Тимонькина), но ребята посетили музей, в котором собраны экспонаты из деревень, которые в этом году уйдут под воду (об этом писал Кузьминский Иван из этой же команды). Ценность этого этапа понятна: у человека без  прошлого не может быть будущего... И реализация деятельностного подхода на этом этапе послужила основой получения учащимися бесценного социального опыта. Именно на этом этапе планировалась и осуществлялась совместная работа детей со взрослыми...
Именно на этом этапе почувствовалось, что в проекте не 114 маленьких команд,  а одна большая команда участников проекта “Вчера - сегодня - завтра”.

Этап 3. «Сундучок знаний: открытия и изобретения XXI века»

Так, завершив анализ научных открытий и изобретений прошлого, участники проекта  включились в активную поисковую деятельность с целью представления уникальных открытий и изобретений XXI века. Ведь мы живем в удивительное время – время научно-технического прогресса и являемся свидетелями того, как развивается компьютерная техника, совершенствуются средства связи, разрабатываются новые медицинские приборы, различные устройства и новые технологии…
Ребята обменивались впечатлениями на специальной ветке форума “Сундучок знаний”. Открывая форум, организаторы проекта планировали через погружение учащихся в мир научных открытий , сделанных современниками, получить следующие результаты:
  • личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности (в частности, в процессе общения на форуме);
  • технологические: совершенствование навыков работы с поисковыми системами; формирование навыков сетевого взаимодействие;
  • универсальные учебные действия: использование различных способов поиска, сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными  задачами;  соблюдение норм информационной избирательности.
В обсуждении открытий и изобретений XXI века участвовало 104 команды! Всего на форуме было оставлено 2096 сообщений на 42 страницах, из них 323 сообщения рассказывали об открытиях и изобретениях.
Для сообщества этот этап имел особую ценность, т.к согласно замыслу авторов, все общение детей-участников проекта осуществлялось на форуме. В сообществе наработана практика обсуждения творческих работ в комментариях к странице, но такая форма общения не всегда способствует привлечению достаточного для диалога количества участников. Впервые этап проекта был полностью вынесен на форум.
Это позволило не только обмениваться информацией по теме этапа, но и формировать у детей навык ведения диалога, формировать представления о толерантности, культуре сетевого взаимодействия.
Вместе с тем, возникли и определенные проблемы, связанные как с техническими возможностями сайта, так и с личностными качествами участников проекта.
Первая проблема - размещение взрослыми информации от имени детей. Это обсусловлено, на наш взгляд, тем, что часть руководителей команд не разделяла цели организаторов, участвовала в проекте для получения бумажного свидетельства, ради победы, а не для того, чтобы дети овладели новыми компетенциями.
Вторая проблема - значительное количество малоинформативных сообщений, содержащих только эмоциональную оценку типа “Здорово!” или “А я и не знал!”. Мы много размышляли над тем, что считать флудом на детском форуме. Проблема содержательности сообщений, культуры ведения сетевого диалога не решается в одночасье - это кропотливая работа как модераторов форума, так и руководителей команд на местах. Хочется процитировать слова Светланы Анатольевны Шейкиной: “Самое главное для меня, как для координатора команды, это то, что участники команды теперь могут различить "просто" комментарий ("Классно", "Здорово у вас получилось"), от "содержательного комментария"".

Этап 4. «Шаг в будущее»

Организаторы проекта долго думали о содержательном и технологическом сопровождении этапа, посвященного  развитию науки в будущем. Учитывая, что к четвертому этапу накопилась определенная усталость,   учащимся было предложено пофантазировать и перенестись в будущее с помощью графических редакторов.
Работая в графических редакторах, им предлагалось перенестись в будущее! Перед учащимися ставилась задача придумать устройство, применения которого еще нет в реальной жизни, но которое, на взгляд участников, необходимо человечеству, нарисовать  его и описать назначение, принцип действия и преимущества по сравнению с современными аналогами. Затем школьники должны были подготовить пазл с помощью Интернет-сервиса.
Несмотря на “развлекательный” характер задания, планировались достаточно значимые для младших школьников результаты:
  • личностные: формирование мотивации к творческому труду, работе на результат; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (через “полезность” изобретений);
  • технологические: создание графических объектов; знакомство с Интернет-сервисом подготовки пазлов;
  • универсальные учебные действия: построение рассуждений, связанных с конкретными понятиями и осознанное построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (при описании объекта).
Участники из 71 команды НЕ ЗАХОТЕЛИ ОТДЫХАТЬ  и продолжили осваивать компьютерные технологии (создавали рисунки и коллажи в графическом редакторе, осваивали  Интернет-сервис по созданию пазлов) и, самое главное, задумались над тем, чем они могут быть полезны человечеству, какие изобретения сегодня нужны  людям.
Каким же видели наше будущее участники проекта? О чем мечтали? Отметим, что участники проекта предложили очень много интересных технических решений. Экспертами, функции которых выполняли студенты, при оценивании была проделана большая работа по составлению итогового документа - галереи работ учащихся.
Мы знаем, что 2011 год объявлен годом российской космонавтики. И в нашем проекте это получило достойное отражение.  Мы увидели космический корабль будущего  (команда “Лучики”, г. Ахтубинск), межпланетный  сверхскоростной безшумный самолёт (команда “Косматики”), космическую межпланетную станцию  (команда "Мы из будущего"), дом для космических путешественников (команда "Почемучка@К")...
Участники проекта думали и о здоровье людей, предлагая  лечебную машину (команда "3-Д") и браслет “Здоровье” (команда "Приветики"), и о пожилых людях(кресло для пожилых людей, команда "Всезнайки"), и о детях (машина для уборки игрушек “Чебуратор”, команда "МЫ")...
Очень много устройств и изобретений предложено участниками проекта для того, чтобы процесс обучения стал легче и результативнее. Это и чудо-ручка (команда "Второклашки"), и умная шапочка (команда “Гламурррки”),  и персональные интерактивные парты(команда "Информашка"),  и портфель-робот (команда  “Любознательные”)....
Интересные проекты были предложены для решения экологических проблем:  машина по переработке мусора в экологически чистое топливо (команда "Созвездие"), машина для уборки мусора “Чистюля-1” (команда "Здрайверы"), прибор для поглощения углекислого газа (команда "Звёздочки Эльбруса") и др.
На этапе рефлексии 26% руководителей отметили, что этот этап понравился им больше всего!...

Этап 5. Строим ленту времени

Кульминацией проекта стал последний, пятый этап.  Перед участниками ставилась задача составить ленту времени не менее чем из 5 событий, рассказывающих об истории какого-либо одного предмета или изобретения, созданного не только в России, но и в мире.
Несмотря на творческий характер задания, планировались достаточно значимые для младших школьников результаты:
  • личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на развитие научной и инженерной мысли; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • технологические: освоение Интернет-сервиса по построению лент времени  (www.dipity.com);
  • универсальные учебные действия: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение устанавливать  причинно-следственные связи, составлять тексты в письменной форме.
Планируя этот этап, организаторы проекта понимали, что сервис построения лент времени может оказаться сложным для новичков в сетевых проектах. Но мы надеялись, что ребята найдут интересные темы для своих исследований и работа их увлечет. Так и получилось! Как много  участники  проекта  узнали нового!
В итоговом документе представлены ленты времени, построенные участниками! И какой только сферы деятельности человека не отражено в этом списке!  Фактически участники проекта изучили историю всех вещей, которые нас окружают: утюги, стиральные и швейные машины, СВЧ-печи, велосипеды, телефоны, автомобили, музыкальные инструменты, книги, пылесосы, лампочки, принтеры, магнитофоны, кондиционеры и многое другое... Есть и про космические корабли и другие летательные аппараты (все-таки 2011 год - год российской космонавтики!)...
Отправить комментарий