воскресенье, 10 марта 2013 г.

Какие ориентиры задает нам BETT: от новинок оборудования до “интеллекта на кончиках пальцев” (репортаж Ольги Урсовой)



Посетив в этом году крупнейшую образовательную выставку BETT, проходившую с 30 января по 2 февраля в Лондоне, хочу поделиться впечатлениями от увиденного и услышанного там.
Разнообразные  новинки  интерактивного оборудования, робототехники, демонстрация возможностей расширенной реальности - красочная наглядность, захватывающая дух. Это то, что может сразить непосвященного посетителя. Опытных  же всегда  больше интересует содержание и деятельность, которую можно развернуть на основе предлагаемых технологий. Как эффективно организовать образовательный процесс, как им эффективно управлять? И где они - реальные эффекты от виртуальных новинок?

Одно из сильных впечатлений произвело присутствие и активное участие групп детей, которые  представляли результаты своей деятельности по использованию того или иного программного обеспечения или компьютерного оборудования. Мое внимание привлекло выступление учеников, посвященное применению облачных сервисов Google  для организации совместной деятельности. Возможно потому, что это очень созвучно нашему пониманию и опыту -  как это происходит в отдельных российских школах, например при реализации сетевых проектов.  Я услышала про совместное заполнение таблиц в googledocs, про обсуждение учебных вопросов в блогах, про сетевое сотрудничество и взаимодействие.


Среди экспонатов выставки достаточно большое количество информационных систем, позволяющих управлять образовательным процессом учебного заведения на основе обработки разнообразных статистических данных. Так, продукт Progresso  компании Advanced Learning  http://www.progressomis.com/progresso-analytics нам любезно представил Dan McCarthy (Academies & North East Account Manager), рассказав о расширении возможностей работы с данными всех участников образовательного процесса - педагогов, учащихся и родителей. Гибкие решения ПО, а именно:   перенос данных в облачные сервисы, возможность управления данными с мобильных устройств позволяют учителям планировать свою работу и управлять решениями, оперативно реагируя на изменения, наблюдать за динамикой процессов (успеваемости, посещения, поведения конкретного ученика), составлять разнообразные отчеты, находясь  за стенами учебного заведения, ученикам - видеть изменения в расписании со смартфонов, родителям  - понимать то, как именно проходит процесс обучения  ребенка, включая информацию о посещении, формирующем оценивании и динамику продвижения.

Разработчики называют свой продукт “интеллектом на кончике пальцев”,  и это название вполне оправдано для такого рода информационных систем.
Хочется надеяться, что российские разработчики подобных систем будут ориентироваться на пользователей и смогут свои решения сравнивать с достойными интеллектуальными продуктами. Можно много говорить о том, что электронный документооборот позволяет “разгрузить” учителя, эффективно управлять процессами в наших школах, однако опыт показывает, что проблем на пути перехода в мир электронных образовательных услуг еще остается много (от унификации административных регламентов до разработки единых стандартов интеграции ИС разных уровней).

Отмечу еще одно  из важных последних событий, которое может  основательно изменить подходы к организации дистанционного обучения. Британскими учеными в настоящее время разрабатывается  система дистанционного обучения под названием INTUITEL, призванной объединить в себе преимущества традиционных методов обучения, возможности реализации их на базе сетевых порталов и инновационные методы дистанционного обучения с помощью мобильных телефонов (проект стоимостью  2,5 млн фунтов стерлингов, 2012 – 2015 гг).  Тенденцию серьезной конкуренции электронного обучения как педагогов, так и самих школьников – будущих студентов, перед традиционными методами нельзя игнорировать. Новая  интегрированная среда обучения INTUITEL должна приспосабливаться к потребностям любого ученика. «Она будет отслеживать поведение и результаты, которые демонстрируют ученики в ходе учебного процесса и давать обратную связь на основе соответствующих моделей обучения. Система способна учитывать культурный и эмоциональный контекст обучения, а также внешние факторы — от уровня шума до размера экрана и ширины канала связи. Дистанционное обучение освободит от многих ограничений по времени и месту, предоставляя обучающемуся возможность самостоятельно выбирать соотношение традиционных и дистанционных методов обучения», - считает директор лаборатории Редингского университета Атта Бадии. (его лаборатория участвует в разработке INTUITEL).

В целом все представленные экспонаты выставки имеют отношение к главному – для получения высокого результата от  использования IT, необходимо  стремиться к их ассимиляции в процессе обучения и делать гораздо больше для поддержки педагогов, чтобы вызвать у них стремление разрабатывать и применять новые педагогические приемы и подходы,  и развивать их в направлении использования технологий  в различных предметах и для управления образовательным процессом.

Подробный репортаж о посещении лондонской школы.


О.В. Урсова, к.п.н, эксперт программы Intel "Обучение для будущего", доцент кафедры управления развитием образовательных систем, методист Региональный центр дистанционного образования ПОИПКРО (г. Псков)
Отправить комментарий