Это был во всех смыслах необычный конкурс. Конкурс, целью которого было, прежде всего, вдохновить, направить, инициировать рождение новых блогов и идей по их применению в образовании. И, конечно, была еще одна цель - найти новых авторов и познакомить их друг с другом.
Несколько слов об опыте виртуального мастер-класса "Я веду образовательный блог"...
Местом встречи блогеров стала "группа" на сайте http://friendfeed.com/, а местом учебы - гугл-группа УЛЕЙ. Казалось бы, официально объявленный в рамках конкурса мастер-класс для блогеров-новичков закончился еще в августе, но и сейчас к группе присоединяются все новые участники, так как там всегда можно задать вопрос "про блоги" и получить на него ответ. Участники виртуального мастер-класса, заполняя опросник по его итогам, особенно ценят возможность учиться у других, а именно:
- открытый доступ к учебным материалам;
- возможность постоянно консультироваться с экспертами;
- возможность наблюдать за действиями других блогеров;
- возможность высказать свою точку зрения.
Участники группы приобрели полезный опыт, начиная созданием Гугл-аккаунта и умений работать с блогом на платформе Blogger.com до использования RSS-аггрегаторов для подписки на любимые блоги. Очень многие блоггеры уверенно пользуются теперь разнообразными веб-сервисами, создавая "умные карты", вставляя галереи фотографий с Picasa и видео с Youtube. В ходе мастер-класса учителями освоены также сервисы для сбора и анализа статистики блога и изучены особенности популярных сайтов-файлохранилищ.
Среди приобрететенных ими компетенций блогеры-новички особенно выделяют:
- технические умения по ведению блогов и по работе с гаджетами;
- первичные знания по авторскому праву в Интернете;
- необходимые представления о мерах безопасности при работе в блоге;
- понятие о правилах работы в личном и коллективном блогах;
- представления о многообразии образовательных блогов и возможностях образовательной блогосферы;
- "секреты" для новичков по "раскрутке" своих блогов (куда входят понятия "интерактивность", "подписка на блоги", "цитирование" и другие);
- представления о блоге, как об открытой среде обучения, которую учитель формирует, исходя из запросов и потребностей целевой аудитории своего блога;
- способы взаимодействия с читателями блога, целенаправленное использование новых приемов и видов учебных заданий, направленных на развитие мотивации учеников, в случае блогов, созданных специально для поддержки учебного процесса
- умения проводить опросы и небольшие исследования среди читателей блогов (составлять вопросы разных типов, оформлять онлайн-опросники, обрабатывать результаты и публиковать результаты в сообщениях блога с иллюстрациями в виде диаграмм);
- способность создавать собственные учебные материалы, так называемые "обучалки", ставшие популярными далеко за пределами группы УЛЕЙ,
- навыки совместной работы онлайн,
- опыт обсуждения, оценки и взаимооценки создаваемых участниками продуктов и ресурсов.
Особенностью виртуального обучения было еще и то, что одна за другой нас буквально накрывали волны модных пристрастий новороженных блоггеров (многие них отметят первый День Рождения своего блога только в июне 2010 года):
- мода на оригинальные шаблоны;
- мода на гаджеты;
- мода подписываться друг на друга;
- модные темы в сообщениях блогов;
- мода на музыкальные подкасты;
- мода на флэш-анимации или встроенные презентации...
Интересно отметить, что продуктом мастер-класса для каждого участника становился не только его личный блог (иногда и несколько), но и учебные материалы, собранные на отдельной странице группы УЛЕЙ и открытые к использованию любым блогером-новичком, самостоятельно изучающим азы "блоговедения". На этой странице в единую коллекцию собраны материалы, созданные авторами индивидуально. Но есть также и примеры коллективной работы над темой/проблемой, которые удалось оформить как единый материал, обобщающий работу многих авторов. Так в одном из модулей мастер-класса, посвященном авторским правам в Интернете, совместными усилиями был создан документ, содержащий не только ключевые слова и вопросы по данной теме, но и рекомендации для учителей, "созревших" для обучения других этой непростой теме.
В качестве еще одного "заразительного" примера также можно привести освоение учителями веб-сервисов для создания карт знаний. Как результат, совместными усилиями собрана целая коллекция "умных карт", посредством которых организуется информация о многих актуальных темах и понятиях...
В ходе мастер-класса, одной из форм проведения которого были открытые дискуссии, обсуждались самые разные темы:
- Что такое "Образовательный Интернет"?
- Кто несет ответвенность за безопасность ребенка в сети?
- "Блог в работе школьного библиотекаря",
- "Блог для создания школьного сообщества",
- "Школьная/классная газета на блоге".
- "Блогинг как новый школьный предмет"
- "Не было печали, или учебный проект на блоге"
- Детям очень понравилось создавать блоги, однако...
- Классное руководство – это не обязанность, это бесконечное творчество!
- Раскачать в сознании список проблем сетевой педагогики
- Что может быть содержанием школьного предмета "блогожурналистика"?
- Какие профессиональные проблемы помогает решить ведение блога, или иначе, почему без него уже не справиться?
- Курс информатики, если он выживет, как отдельный предмет. Эстонский рецепт
- Структура курса информатики
- Как сделать Интернет для детей более безопасным
- Чем порадовать в блоге учеников? (пограммы и сервисы для самых маленьких)
- Многие теперь знают о них, или собираем визитки участников...
На последней теме-нитке (от англ. thread), собравшей ссылки на визитки-презентации участников, тех, кто захотел представиться сообществу в самом начале конкурса, хочется чуть задержаться. Такое "задание" - создать визитку-презентацию, предполагающее свободный выбор, как, впрочем, и все другие "задания" мастер-класса, было предложено выполнить участникам. По мнению многих такая форма предъявления себя, на первый взгляд шутливая и ни к чему особо не обязывающая, может стать хорошим примером того, с чего стартуя, от каких опор (вопросов, разделов) отталкиваясь, учитель может начать работу по созданию личного профессионального портфолио. Ведь оформить "с нуля" объемное электронное портфолио (е-портфолио), отражающее все стороны профессиональной деятельности учителя, совсем нелегко.
Наблюдая в ходе конкурса развитие блогов отдельных участников, можно отметить, что многие из них, получив опыт создания своего "профессионального образа" с помощью небольшой визитки-презентации, начали воплощать эту идею в личном блоге. В результате, за несколько месяцев были созданы очень интересные варианты таких блогов-портфолио, один из которых вошел в число "блогов-победителей".
Несколько слов нужно сказать об особенностях мэшап-сервиса, к которым относится http://friendfeed.com/ и на котором "проходил", вернее сказать, "протекал" конкурс образовательных блогов. Как известно, основное назначение сервиса - собирать RSS-потоки (обновления) с разных сайтов и блогов. Здесь для нас, кроме содержательной стороны дела, важен прецедент использования возможностей микроблогинга для проведения "быстрых дискуссий" и флэшмобов на темы, актуальные для участников сообщества. Пользователей сервиса и участников группы привлекает легкость, с которой каждый может стать автором и соавтором серьезной профессиональной темы, конечно в случае, если эта тема действительно интересна для других, ведь принудить кого-то к участию в виртуальной дискуссии попросту невозможно... Удобство навигации, минимальная сложность редактора сообщений/комментариев, возможность просто "лайкнуть" (оценить), отметив таким образом понравившуюся тему или сообщение в ленте, - все это, безусловно, можно отметить не только как "привлекательные", но и "завлекательные" - свойства данного сервиса.
Хорошим дополнительным аргументом в пользу использованного для проведения конкурса сервиса является возможность трансляции дискуссий путем "подвешивания нитей" - или встраивания виджетов непосредственно в личных блогах, что существенно расширяет аудиторию читателей.
Помимо серьезных тем в обсуждениях было место и для шутки, и для спонтанного коллективного творчества, которое делало наше общение непринужденным и неформальным. Хороший пример - "нить" с пословицами и поговорками на тему блогов и блогеров.
Популярные темы в блогах касались методики ведения урока, безопасности в интернете, привлечения учителей в Интернет, обучения учителей через Интернет. Интересно, что при всем совпадении интересов и общем круге проблем у разных групп блогеров их сетевые дневники отличаются друг от друга, и не только оформлением, но и тематикой постов, назначением.
Среди них есть блоги индивидуальные и коллективные, блоги классов и блоги проектов, блоги, адресованные родителям, и блоги, по стилю изложения похожие на книжки для детей ("Фонарик")
Блоги используются учителями для подведения итогов прошедшего учебного года и планирования будущего, формирования учительского портфолио, накопления учебных материалов, ссылок на интересные статьи и многого другого. Но, пожалуй, самое важное, что учителя-блогеры активно ходят к друг другу в гости, узнавая, что новенького появилось у соседа и чему можно поучиться. Хочется думать, что привычка обмениваться опытом, находками, идеями останется у участников БлогоРазумия.
Подводя итоги...
На конкурс с 1 июня, когда был дан старт "БлогоРазумия", было заявлено в общей сложности свыше 200 блогов. К рассмотрению и добавлению в общий "блогопоток" принимались блоги на самых различных платформах - не только классические LiveJournal, Blogger, WordPress, но и микроблоги, и каналы YouTube. И все же, большинство зарегистрировавшихся участников воспользовались для ведения своих интернет-дневников знакомой платформой Blogger, которую хорошо изучили в рамках мастер-класса. Некоторые из представленных интернет-ресурсов отсеялись по причине несоответствия критериев с учетом направленности конкурса на развитие именно образовательной блогосферы.
На сегодняшний день у учителей начальной школы самое многочисленное блоговое представительство, если сравнивать с другими предметными объединениями (см. каталог образовательных блогов). Можно даже говорить, что на наших глазах происходит формирование отдельного сегмента образовательной блогосферы: прямо в ходе БлогоРазумия была создана группа блогеров "Началка".
Какие трудности возникли при подведении итогов:
1. Необходимость сравнивать блоги "со стажем" (старым можно считать блог, которому больше полутора-двух лет) и блоги, созданные в ходе конкурса.
2. Отсутствие четко сформулированных критериев успешности блога.
3. Разная степень доступности Интернета у участников.
4. Разный уровень ИКТ-компетенций у участников.
Вопросы, оставшиеся "открытыми":
1. Поисковая машина Яндекс не включает индексирует блоги на платформе Blogger, а это значит, что в поисковую выдачу наши блоги не попадают, следовательно, образовательные блоги не настолько, насколько хотелось бы, доступны читателям. Имея в виду, что пока среди других поисковиков именно Яндекс является одним из наиболее часто используемых, можно попытаться решить проблему с помощью коллективного письма участников БлогоРазумия в Яндекс - Вебмастер.
2. В редакторе Blogger периодически появляется реклама с "недетским" содержанием. Стоит попытаться общими усилиями решить этот вопрос.
3. "Монетизация блога" - стоит ли размещать в образовательном блоге рекламу товаров и услуг?
1 комментарий:
Уважаемые Людмила и Мария Алексеевна! Огромнейшее вам спасибо за мастер-класс и конкурс "БлогоРазумие"! Я вам очень благодарна! Вами проделана такая работа! Что слов трудно подобрать, поскольку они смогут передать те приятные чувства, которые мы испытали и испытываем до сих пор. Желаю вам здоровья, личного счастья, побольше творческих идей и успехов! С уважением, Ирина.
Отправить комментарий