Пригород Лондона. Маленькие кирпичные дома, тихо, спокойно. Встречаем
много молодых мам с маленькими детьми. Оказывается, мы идем в одном
направлении. Наша цель - начальная школа Primary school.
Школа состоит из нескольких небольших
зданий, внутренний дворик. Необычно. Нас ждут. Мы гости, нам выдают наклейки – visitor.
И приятный молодой человек проводит нас в небольшой зал. Потом узнаем, что это
директор школы, Нил. Вместе с нами делегации из Дании. Нил приветливо улыбается
и рассказывает нам о школе, в которой работает уже три года.
Школа состоит из двух начальных школ и трех центров
дополнительного образования. Обучаются в ней детишки в возрасте от 4,5 недель
(да, это не опечатка!) до 11 лет. Конечно же, маленькие крохи учатся вместе со
своими родителями. Но и детишки постарше начинали свой учебный день вместе с
мамами и папами. Каждое утро, 20 минут родители находятся вместе со своими
детьми. Чтобы понимать, что происходит в школе, как чувствуют себя дети, что им
нравится, как они учатся. Когда ребята становятся постарше, то узнать о том,
что происходит в школе, мамы и папы могут из классного блога.
Первое, что решил изменить Нил в этой школе – учебное пространство.
Его теория заключается в следующем: новое пространство изменяет поведение, новое
поведение рождает новые способы учебных действий и способствует достижению поставленных
учебных целей.
Чтобы продемонстрировать результаты работы школы и всего
школьного коллектива Нил пригласил нас заглянуть на уроки в четыре класса.
Первый урок. Project Learning.
Возраст детей 10 лет. Просторный учебный класс. Высокие потолки. Никаких
излишеств. Все по-спартански просто. Осматриваемся. Дети работают в группах. Сидят в кружочках.
Видят глаза друг друга. На столах тетради, коробки с карандашами и красками, лотки
с кубиками, проводками, стопками лежат планшеты. Все пространство класса отдано
ребятам. На стенах развешаны правила работы в группе, стенгазеты ребят (проект
про теорию Дарвина), полки с книгами, баночки с краской, кисти. В зоне учителя
расположена интерактивная доска SMART,
ноутбук, обычная маркерная доска. В уголке под батареями лежат подушки – зона отдыха.
Нам разрешили перемещаться по классу, наблюдать за
действиями школьников, задавать вопросы учителю и ребятам. Обычно работа над
проектом длится в течение 4-х уроков. Проектная идея разрабатывается на первом
уроке. Все последующие уроки посвящены доработке своей идеи, проведению
экспериментов, оформлению результатов, созданию видеороликов и размещению их на
youtube, рефлексии в
классном блоге.
Мы попали на заключительный урок. Ребята проверяли
работоспособность своей идеи. Задача – поставить эксперимент в результате,
которого от одного легкого движения созданная конструкция начнет разрушаться. Такое
странное задание. Ребята строили горки из кубиков, домино, проводков, машинок,
солдатиков и, приводили свои конструкции в движение. Эксперимент снимали на
видео, загружали видео на youtube,
описывали результаты в блоге. Ссылку на видеоролик зашифровывали с помощью QR-кода, который
распечатывали и приклеивали в свою тетрадь. Учитель и любой ученик может
подойти с планшетом к тетради, расшифровать QR-код, сразу же попасть в Интернет и увидеть результат работы
группы. Поразило, что планшеты, сервисы Интернет в этом классе были так
органичны. «Не кричали» нам, посмотрите, мы используем современные IT-технологии. Их можно
поставить в один ряд учебных средств – ручка, тетрадь, кубики, машинки,
планшет, блог, Интернет. Все работает на образование ребенка.
Поразила атмосфера в классе. Рабочая, шумная, свободная. Но
по одному движению учителя – поднятая рука – весь «хаос» прекращается, ребята
слушают установку и работа вновь продолжается.
Второй урок. Математика. Возраст детей 11 лет. В классе один
учитель и два ассистента. Дети также сидят в группах. Учитель разбирает
видеоролик: умножение трехзначного числа на двухзначное. Очевидно, этот пример
решал какой-то ученик, все его действия на планшете записаны, и сейчас учитель
разбирает ошибки.
Разные группы выполняют определенные задания. Одни группы
играют в математическую игру на листочках, другие решают примеры посложнее на
своих маленьких ноутбучках, третьи группы работают на графических планшетах и в
тетрадях. Тем ребятам, кому требуется помощь, помогают ассистенты учителя.
Такой индивидуальный подход. По надписям на маркерной доске понимаем, что
каждый стол работает над определенным заданием в течение 30 минут. Этот класс
постигает математические тайны вот уже 1,5 часа. Но, к слову сказать, дети
такие же, как у нас, одни работают увлеченно, у других в глазах нет «искорки».
Наверное, к ним тоже нужен особый подход.
А теперь малыши – 6-7 лет. Два класса. Новое здание.
Гардероб. Полочки с надписями, пальтишки. Но даже здесь дети сидят на
подоконнике, на полу, рисуют, пишут, смеются. Учительница очень увлеченно
объясняет нам, что дети составляют договор на следующую неделю.
Идея
заключается в следующем: ребятам выдают бланк с учебными обязательствами на
следующую неделю. Нужно выбрать, чему ты хочешь научиться – читать, считать до
20, рисовать и т.д. Малыши увлеченно обсуждают свои планы, рисуют, выбирают. Отвечают
на вопросы: Кто я? Что я люблю делать? Кто мои друзья? Я хороший? Во что я
люблю играть? Думаю, что эти девчушки очень любят фотографироваться! В конце
недели учитель будет ставить отметки о выполнении, а ребята напишут, как
справились со своим обязательством – «отлично», «мне очень понравилось», «это было
весело», «я молодец».
И еще малыши. Несколько учебных зон. Каждая группа работает
над своим заданием. Сегодня одна из групп узнает о китайском новом годе, рисует
и конструирует драконов. Другая группа сочиняет волшебную историю про «магическую
кашу». Третья группа занимается математикой, а в четвертую группу приглашает
учитель – здесь ребята работают на планшетах, решают задачи. Группы все время
меняются. В течение дня маленькие ученики поработают над разными заданиями.
В этой уютной лондонской школе учатся дети разных
национальностей. Они очень подвижны, любопытны, открыты, улыбчивы. Им здесь
нравится, это сразу чувствуется. Поразило, что на уроках мы не видели, чтобы
учитель что-то долго объяснял всему классу. Главное правило – дети сами должны
думать, сочинять, познавать мир, что-то конструировать, анализировать.
Признаюсь, у меня было другое представление о Лондонской
школе: консервативная, строгая, «чопорная». Или мы попали совсем в другую
школу? Но то, что я увидела, мне понравилось. Очень. Все просто, демократично,
по-человечески. Встречается ли что-то подобное в нашей приморской школе? Думаю
да. Вспоминаю конкурсный урок учительницы начальных классов Ольги Бордаковой.
Она тоже организует учебное пространство по-другому. Дети работают в группах,
учатся друг у друга. Вот только принимают ли наши проверяющие такую школьную
атмосферу? Нужно поверить учителю, дать ему больше свободы. И тогда, мы тоже будем
учить наших детей немного по-другому: не зазубривать даты и факты, а
анализировать проблемы; разрешим им делать ошибки, заблуждаться, спорить,
думать, мыслить критически. Это так просто!
Инна Юдина, г. Владивосток
5 комментариев:
Большое спасибо за увлекательную и познавательную виртуальную экскурсию по лондонской школе и высокую оценку работе лесозаводского педагога!
Учебно-методический центр, г.Лесозаводск
С большим интересом познакомилась с начальной школой в Англии. Есть о чём задуматься. Спасибо!
Инна Анатольевна, спасибо за интересный рассказ, очень хорошо бывает взглянуть на то, что делаешь с новой стороны
Спасибо, Инна Анатольевна, за очень интересную экскурсию. Задуматься, действительно, есть над чем,а такие учителя у нас есть, творческие, неравнодушные, даже не сомневаюсь в этом.
Отправить комментарий