среда, 13 февраля 2013 г.

Через континент: Лондон, Primary school. Репортаж участника российской делегации Инны Юдиной (Владивосток)


Пригород Лондона. Маленькие кирпичные дома, тихо, спокойно. Встречаем много молодых мам с маленькими детьми. Оказывается, мы идем в одном направлении. Наша цель - начальная школа Primary school

Школа состоит из нескольких небольших зданий, внутренний дворик. Необычно. Нас ждут. Мы гости, нам выдают наклейки – visitor. И приятный молодой человек проводит нас в небольшой зал. Потом узнаем, что это директор школы, Нил. Вместе с нами делегации из Дании. Нил приветливо улыбается и рассказывает нам о школе, в которой работает уже три года.

Школа состоит из двух начальных школ и трех центров дополнительного образования. Обучаются в ней детишки в возрасте от 4,5 недель (да, это не опечатка!) до 11 лет. Конечно же, маленькие крохи учатся вместе со своими родителями. Но и детишки постарше начинали свой учебный день вместе с мамами и папами. Каждое утро, 20 минут родители находятся вместе со своими детьми. Чтобы понимать, что происходит в школе, как чувствуют себя дети, что им нравится, как они учатся. Когда ребята становятся постарше, то узнать о том, что происходит в школе, мамы и папы могут из классного блога.
Первое, что решил изменить Нил в этой школе – учебное пространство. Его теория заключается в следующем: новое пространство изменяет поведение, новое поведение рождает новые способы учебных действий и способствует достижению поставленных учебных целей.
Чтобы продемонстрировать результаты работы школы и всего школьного коллектива Нил пригласил нас заглянуть на уроки в четыре класса.
Первый урок. Project Learning. Возраст детей 10 лет. Просторный учебный класс. Высокие потолки. Никаких излишеств. Все по-спартански просто. Осматриваемся.  Дети работают в группах. Сидят в кружочках. Видят глаза друг друга. На столах тетради, коробки с карандашами и красками, лотки с кубиками, проводками, стопками лежат планшеты. Все пространство класса отдано ребятам. На стенах развешаны правила работы в группе, стенгазеты ребят (проект про теорию Дарвина), полки с книгами, баночки с краской, кисти. В зоне учителя расположена интерактивная доска SMART, ноутбук, обычная маркерная доска. В уголке под батареями лежат подушки – зона отдыха.

Нам разрешили перемещаться по классу, наблюдать за действиями школьников, задавать вопросы учителю и ребятам. Обычно работа над проектом длится в течение 4-х уроков. Проектная идея разрабатывается на первом уроке. Все последующие уроки посвящены доработке своей идеи, проведению экспериментов, оформлению результатов, созданию видеороликов и размещению их на youtube, рефлексии в классном блоге.
Мы попали на заключительный урок. Ребята проверяли работоспособность своей идеи. Задача – поставить эксперимент в результате, которого от одного легкого движения созданная конструкция начнет разрушаться. Такое странное задание. Ребята строили горки из кубиков, домино, проводков, машинок, солдатиков и, приводили свои конструкции в движение. Эксперимент снимали на видео, загружали видео на youtube, описывали результаты в блоге. Ссылку на видеоролик зашифровывали с помощью QR-кода, который распечатывали и приклеивали в свою тетрадь. Учитель и любой ученик может подойти с планшетом к тетради, расшифровать QR-код, сразу же попасть в Интернет и увидеть результат работы группы. Поразило, что планшеты, сервисы Интернет в этом классе были так органичны. «Не кричали» нам, посмотрите, мы используем современные IT-технологии. Их можно поставить в один ряд учебных средств – ручка, тетрадь, кубики, машинки, планшет, блог, Интернет. Все работает на образование ребенка.

Поразила атмосфера в классе. Рабочая, шумная, свободная. Но по одному движению учителя – поднятая рука – весь «хаос» прекращается, ребята слушают установку и работа вновь продолжается.

Второй урок. Математика. Возраст детей 11 лет. В классе один учитель и два ассистента. Дети также сидят в группах. Учитель разбирает видеоролик: умножение трехзначного числа на двухзначное. Очевидно, этот пример решал какой-то ученик, все его действия на планшете записаны, и сейчас учитель разбирает ошибки.

Разные группы выполняют определенные задания. Одни группы играют в математическую игру на листочках, другие решают примеры посложнее на своих маленьких ноутбучках, третьи группы работают на графических планшетах и в тетрадях. Тем ребятам, кому требуется помощь, помогают ассистенты учителя. Такой индивидуальный подход. По надписям на маркерной доске понимаем, что каждый стол работает над определенным заданием в течение 30 минут. Этот класс постигает математические тайны вот уже 1,5 часа. Но, к слову сказать, дети такие же, как у нас, одни работают увлеченно, у других в глазах нет «искорки». Наверное, к ним тоже нужен особый подход.

А теперь малыши – 6-7 лет. Два класса. Новое здание. Гардероб. Полочки с надписями, пальтишки. Но даже здесь дети сидят на подоконнике, на полу, рисуют, пишут, смеются. Учительница очень увлеченно объясняет нам, что дети составляют договор на следующую неделю. 
Идея заключается в следующем: ребятам выдают бланк с учебными обязательствами на следующую неделю. Нужно выбрать, чему ты хочешь научиться – читать, считать до 20, рисовать и т.д. Малыши увлеченно обсуждают свои планы, рисуют, выбирают. Отвечают на вопросы: Кто я? Что я люблю делать? Кто мои друзья? Я хороший? Во что я люблю играть? Думаю, что эти девчушки очень любят фотографироваться! В конце недели учитель будет ставить отметки о выполнении, а ребята напишут, как справились со своим обязательством – «отлично», «мне очень понравилось», «это было весело», «я молодец».

И еще малыши. Несколько учебных зон. Каждая группа работает над своим заданием. Сегодня одна из групп узнает о китайском новом годе, рисует и конструирует драконов. Другая группа сочиняет волшебную историю про «магическую кашу». Третья группа занимается математикой, а в четвертую группу приглашает учитель – здесь ребята работают на планшетах, решают задачи. Группы все время меняются. В течение дня маленькие ученики поработают над разными заданиями.

В этой уютной лондонской школе учатся дети разных национальностей. Они очень подвижны, любопытны, открыты, улыбчивы. Им здесь нравится, это сразу чувствуется. Поразило, что на уроках мы не видели, чтобы учитель что-то долго объяснял всему классу. Главное правило – дети сами должны думать, сочинять, познавать мир, что-то конструировать, анализировать.

Признаюсь, у меня было другое представление о Лондонской школе: консервативная, строгая, «чопорная». Или мы попали совсем в другую школу? Но то, что я увидела, мне понравилось. Очень. Все просто, демократично, по-человечески. Встречается ли что-то подобное в нашей приморской школе? Думаю да. Вспоминаю конкурсный урок учительницы начальных классов Ольги Бордаковой. Она тоже организует учебное пространство по-другому. Дети работают в группах, учатся друг у друга. Вот только принимают ли наши проверяющие такую школьную атмосферу? Нужно поверить учителю, дать ему больше свободы. И тогда, мы тоже будем учить наших детей немного по-другому: не зазубривать даты и факты, а анализировать проблемы; разрешим им делать ошибки, заблуждаться, спорить, думать, мыслить критически. Это так просто!
Инна Юдина, г. Владивосток
Отправить комментарий