четверг, 24 марта 2011 г.

Футурошок по Тоффлеру и стратегия будущности в образовании



Буквально на днях я открыла в самолете книгу американского футуролога и публициста Элвина Тоффлера «Шок будущего», которая считается бестселлером последних десятилетий. Несмотря на то, что книга написана в 1970 году, когда читаешь ее, понимаешь всю актуальность смелых идей и гипотез автора – Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми мы как человечество сталкиваемся сегодня. Конечно, для меня было особо захватывающе читать главу «Образование в будущем времени». У меня есть предположение, что содержание главы найдет отклик и будет интересно всем, кто так или иначе связан с нашей Программой. И еще рискну сделать смелое предположение о том, что многие наши эксперты и опытные участники уже живут и создают то самое будущее образование, о котором пишет футуролог.
Поэтому очень рекомендую на досуге познакомиться в целом с книгой и с этой главой, чьи подзаголовки говорят сами за себя: Школа индустриальной эпохи, Новый переворот в системе образование, Организационная атака, Вчерашний учебный план – сегодня, Разнообразие данных, Система навыков и умений. И – наконец – Стратегия будущности. Пока же хотелось бы поделиться несколькими отрывками, в которых Тоффлер последовательно переходит от системы прошлого, описывает текущую ситуацию и, наконец, говорит о будущем образования.
ПРОШЛОЕ
«Как подготовить детей к новому миру — миру напряженного однообразного труда в помещении среди дыма, шума, механизмов, к жизни в условиях скученности, коллективной дисциплины, миру, время в котором регламентируется не лунным или солнечным циклом, а фабричным гудком и часами. Решением стала такая система образования, которая уже самой своей структурой воспроизводила этот новый мир. Административная иерархия сложившейся системы образования в целом повторяет модель промышленной бюрократии. Таким образом, внутренний распорядок школьной жизни был зеркальным отражением индустриального общества, а тем самым и подготовительным этапом успешного в него вхождения».
НАСТОЯЩЕЕ
«То, что происходит сейчас даже в «лучших» наших школах и колледжах, свидетельствует об одном: система образования безнадежно устарела. Родители рассматривают образование своих детей как подготовку их к будущей жизни. Несмотря на все эти разглагольствования о будущем, школы наши обращены в прошлое и сориентированы не на нарождающееся новое общество, а на уже отжившую систему. Огромных усилий стоит воспроизводство человека индустриального — т. е. штамповка людей, пригодных для выживания в системе, которая умрет раньше, чем они сами».
БУДУЩЕЕ
«В технологических системах завтрашнего дня - быстродействующих, маневренных и саморегулирующихся — на машины обрушится поток физических материалов, а на людей — информационный поток, который обострит способность проникать в суть вещей. И машины, и люди не будут сосредоточены на гигантских фабриках и в промышленных центрах, а будут разбросаны по всему земному шару и связаны друг с другом поразительно чувствительными, почти мгновенно действующими коммуникациями. Технологии будущего нужны те, кто способен к критическому суждению, кто может сориентироваться в новых условиях, кто быстро определяет новые связи в стремительно меняющейся действительности. Ей нужны люди, у которых — по меткому замечанию Ч. П. Сноу — «будущее в крови». Джонни уже больше недостаточно понимать прошлое и настоящее, ибо нынешняя среда вскоре исчезнет. Джонни нужно научиться предугадывать направление и скорость перемен. Ему нужно, формально говоря, научиться регулярно делать вероятностные, все более и более долгосрочные прогнозы на будущее. Этому же нужно научиться и учителям Джонни».
Отправить комментарий