среда, 30 марта 2011 г.

Два дуба - два мира

Недавно эксперт и друг Программы Евгений Патаркин вернулся из удивительного места, где живут удивительные люди, с удивительного события. Это рассказ Евгения о поездке, который захватил нас с первых до последних слов:
"Был на конференции по устойчивому развитию в рамках движения за построение научного сознания http://learndev.org/BtSM2011.html. Само место - Lynedoch - маленькая деревушка возле города Стелленбош, Западный Кейп, ЮАР и удивительно, как много с ней оказалось точек пересечения.












Первое - место под дубом. Все наши летние школы в Старой Пустыни проходили рядом или на самой биостанции, и центральным местом был дуб.






















Так вот - приезжаем мы в Институт Устойчивого Развития, и там, рядом с зданием института, буквально, такой же дуб с лавочками:























Здесь мы работали, жили и постоянно находились в окружении детей, которые приходят в школу каждое утро к 7 утра. Нетбучков, правда, у них тут совсем нет, и про эти программы 1:1 они совсем ничего не знают. Да, они и про то, что сам Пейперт из этой самой, Южной Африки, не слышали. В общем, мне очень захотелось провести там летнюю школу. Очень уж все похоже.
Есть и еще одно сходство с Россией, о котором в этих местах говорят открыто и считают это серьезной проблемой и страны, и образования - материнское пьянство. Здесь - это профессиональная проблема. Край виноградников, большая часть местных вин создается здесь, и хозяева часто пытаются расплатиться натуральным продуктом. Как результат - зачатие в пьяном виде со всеми неприятными последствиями.




















Как рассказывала Eve Annecke - директор института Устойчивого Развития, сам этот институт в LyneDoch организовался благодаря виноградникам. Лет десять назад люди приехали посмотреть на места, попробовать местные вина. Они сидели за столом, говорили про программы лидерства и поставили жесткий вопрос - Лидерство для чего? Куда это лидерство ведет? И нашли себе ответ - для устойчивого развития. И стали показывать примеры таких действий, ведущих к устойчивому развитию - в строительстве, в организации жизни. Весь этот экомир института и школы использует автономные системы очистки воды, разрабатывают и показывают жителям способы строительства жилья, практически без цемента, и сам уголок постоянно развивается - просто как живой пример.













Дети, которых мы видели каждое утро (а мы и жили в гостевом доме рядом со школой и институтом) были чудесны, и отличались от российских сверстников только цветом кожи и постоянными веселыми улыбками. И еще они очень интересовались техническими устройствами и строго строили фотографа, указывая что и как снимать.














Из непривычного - школьники попадают в класс не из здания, а со двора, где они играют. Звучит звонок на перемену - дети выходят из класса во двор и играют в футбол, танцуют или висят на ветках.














Звонок на урок - идут в класс. Все-таки средняя температура +20, а дожди в Западном Кемпе большая редкость.

Трудовое обучение. Утро начинается с полезных дел - с 7.30 до 9.00 дети помогают прибираться, работают в саду, помогают на кухне. Как говорила директор института, в конце обучения многие вспоминают как самое важное, самое запомнившееся - именно вот эти утренние полезные дела.















Это заключительная фотография с конференции, и в руках у участников - лента возможных решений запутанной и неприятной проблемы. На юге Африки - очень чистое небо и нет электрического освещения. В таких местах правительство строит телескопы. И вот стоит у нас телескоп, построенный за большие государственные или частные деньги, и рядом с ним - бедная африканская деревня, в которой нет электричества. И возникает вопрос - а что дает этот телескоп и все эти современные технологии жителям деревни? И как только вы начинаете думать про решение такой проблемы, то на первом же шаге упираетесь в ограничение - нельзя здесь развивать электрическую инфраструктуру, потому как свет с земли ухудшит работу телескопа.

Вообще, на конференции было много примеров таких запутанных проблем, для которых использовались прилагательные, буквально, как в фильме Сколы "Отвратительные, грязные, злые". Мы, когда в первый раз услышали сочетание "wicked problems", удивились, но тут же стали использовать. А поскольку я говорил про вики для коллективного создания сложных документов, то и последний слайд презентации получил название Wiki for solution of wicked problems.

Отправить комментарий