понедельник, 28 марта 2011 г.

Информационные технологии для Новой школы - конференция в Санкт-Петербурге

21-22 марта 2011 года в Санкт-Петербурге на базе «Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий», который является площадкой программы Intel "Обучение для будущего" состоялась конференция "Информационные технологии для Новой школы — 2011".


Обычная и традиционная на первый взгляд конференция оказалась очень интересной и захватывающей  в первую очередь благодаря людям, которые ее делали и в ней участвовали.

Во-первых, на конференцию приехала команда  из  Эстонии, 17 учителей представляли Таллинскую Центральную русскую гимназию. Мы давно уже знакомы с представителями этой школы - это Людмила Рождественская, эксперт программы Intel "Обучение для будущего", и Юля Рачинская - известный в образовании блогер . Эстонские коллеги провели интереснейшие мастерские, представили свой опыт, показали и рассказали учителям, как они используют ИКТ в своей профессиональной деятельности. Обратите внимание на темы мастер классов гостей из Эстонии:
  • М. Курвитс, Веб-сервисы в работе учителя: от педагогической задачи к инструменту
  • С. Шмиголь, ИКТ в работе завуча: формирование современной информационно-образовательной среды.
  • Э. Вайно, Возможности и перспективы включения элементов электронного обучения в начальной школе.
  • Ю. Рачинская, Учебный блог: успешные кейсы для образования.
  • Ю. Курвитс, От Web 1.0 до онлайн-уроков. Мой путь.
  • И. Кауц, Сервисы Google на уроках литературы.
  • Л. Рождественская, Создание интерактивной учебной среды для формирования мета-предметных умений учащихся.

Мы давно дружим с эстонскими учителями, их опыт использования блогов в обучении помог реализовать в программе в 2009 году конкурс образовательных блогов "БлогоРазумие". Опыт эстонских учителей важен еще и потому, что учащиеся эстонских школ показали очень хорошие результаты в исследовании PISA 2009.

На конференции было несколько экспертов и тьюторов программы Intel "Обучение для будущего", это Лидия Кобцева, Мария Смирнова, Маргарита Лебедева, Татьяна Пирог. Они тоже провели мастерские:

  • Л. Кобцева, Альфа и омега: визуализация проектных идей
  • М. Смирнова, Организация сетевых проектов в начальной школе
  • М. Лебедева, Т. Пирог, Новые подходы к оцениванию учебных достижений обучающихся в свете образовательных стандартов нового поколения, роль ИКТ в формировании систем оценивания


Аншлаг сопровождал все мастерские. Самые популярные были проведены дважды, чтобы удовлетворить всех желающих.

На мастерской "Новые подходы к оцениванию..." говорили об оценке, способствующей обучению, т.е. о формирующей оценке. Участники познакомились с теоретическими основами формирующего оценивания, с опытом использования формирующего оценивания в школах Великобритании, с проектом по формирующему оцениванию, который сейчас идет в Московских школах. Участники разобрали утрированную учебную ситуацию и в группах разработали предложения по использованию инструментов формирующего оценивания для оценки работы и продуктов деятельности учащихся на уроке.
Впечатление о мастерской и френд-фид события опубликованы в блоге Марии Смирновой "Началка.ком"
 


Страница Мастер-классов: https://sites.google.com/site/ito2011spb/home. Все мастерские содержат материалы, доступные сетевому педагогическому сообществу.

Для успеха любой конференции нужен "движок". Вот таким движком стал Юрий Ээльмаа, который организовал мастерские и пригласил ведущих. Благодаря его азарту и вдохновению все и случилось :)

Я задала Юре несколько вопросов о конференции, на которые он согласился ответить.


Т.П.: Конференция завершилась. Считаете ли Вы ее удачной и в чем ее успех?

Ю.Э.: Да, несомненно. Мы в Центре это видели и по настроению людей, которые побывали на конференции, и по результатам анкеты, которые мы получили после проведения. Для меня успешность проведенного мероприятия в том, что достаточно широкой педагогической аудитории С.-Петербурга был представлен ИНОЙ опыт, не замкнутый городом: педагогами из Эстонии, Москвы, Элисты, Саратовской области. Таким образом можно и определять свое положение относительно других. В нашем случае часто это позиция догоняющего, наш город во многих направлениях в области информатизации находится в отстающих.

Т.П.: Какие последствия/изменения и в чем Вы ожидаете после этой конференции?

Ю.Э.: Очевидно, что сам привычный формат конференции необходимо менять — уходить от долгих пленарок, секционных заседаний с заранее неопределенными докладами. Это важно, но не как первое знакомство, а уже как очная встреча людей, до этого познакомившись с опытом друг друга в Сети. Сегодня нужно проводить конференции с бОльшим переносом в Интернет, где есть множество сред сетевого взаимодействия. Для нас явна тенденция, что такие конференции должны от разовых мероприятий переходить к постоянному сетевому контакту, при которых возможна очная встреча раз в год — чтобы увидеть друг друга, понимать, о чем идет речь, подводить итоги и намечать дальнейшие пути взаимодействия. Попробуем двигаться в эту сторону.

Т.П.: Что делает конференцию интересной?

Не тема, не доклады, а только Люди. В этот раз удалось собрать интересных, не побоюсь этого слова — знаковых — людей, практически, а не на словах, двигающих современную информатизацию образования. От этого концентрация идей «на квадратный сантиметр» конференции была очень высокой. И аудитория это, несомненно, ощущала.

Т.П.: Вы собрали достаточно профессиональный состав спикеров и мастеров, как вам это удалось?

Ю.Э.: Сегодня, в эпоху Сети, было бы смешно говорить о взаимодействии организаций. Сеть — лучший индикатор деятельности профессионалов, где мерило — не бейджик на лацкане пиджака и не степень кандидата каких-то наук, а вклад в общую деятельность, по которой тебя ценят и знают. Поэтому сегодня люди пойдут на конкурсы, проекты, конференцию к тем, кого считают профессионалами и коллегами. Так, на наш взгляд, будет и в будущем и эта тенденция будет только расти. Как отвечавший на конференции за организацию и проведение мастер-классов, могу сказать, что аудитория во многом шла на мастер-классы потому, что была заранее знакома с их ведущими по Интернету: читали материалы, наблюдали за проектами и проч. Люди верят тому, кто сам что-то делает.

Т.П.: Появились ли после конференции идеи новых проектов, новые партнеры, есть ли конкретные планы?

Ю.Э.: Естественно. Как пример, после конференции мы проводили встречу «Педагогического клуба сетевого взаимодействия» (http://w2edu.blogspot.com/), на котором выступали коллеги из Эстонии, Элисты, Москвы и говорили о сетевых педагогических сообществах. Аудитория активно включилась в обсуждение предложенной проблематики, уже намечены некоторые совместные проекты с петербургскими учителями и их учениками. Можно привести и другие примеры, ведь когда встречаются профессионалы — не бывает, чтобы из этого не выросло что-то стоящее :-))

P.S.
В конце репортажа хочу сказать, что профессиональное сообщество участников прогрраммы Intel "Обучение для будущего", контакты и связи внутри сообщества, желание помогать друг другу и передавать свой опыт и знания, сетевая деятельность и трансляция ее в регионы - это то, что позволит делать региональные конференции интересным, значимым и полезным событием. 

Репортажи участников конференции:

Отправить комментарий