суббота, 22 января 2011 г.

Путешествие заморских гостей по образовательной выставке BETT-2011

«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
А.С. Пушкин


Сразу после долгих зимних праздников началось наше путешествие в Лондон на выставку BETT-2011. Дружная команда Intel вылетала 11 января из Москвы, а из Таллинна спешила в британскую столицу Людмила Рождественская. Идея такого совместного визита родилась у нас в Москве, во время декабрьской конференции программы “Обучение для будущего”, потому и Лондон, и выставка, и школа, которую мы посетили в третий день нашей поездки, вспоминаются через непрерывный диалог, эмоциональный и заинтересованный.

Что за выставка такая?


British Education and Training Technology (BETT) - крупнейшая выставка образовательных технологий не только в Великобритании, но и в мире. В этом году проводилась уже 27-ой!! раз. Посетители могут не только представить теоретически, сколько опыта накоплено организаторами, но и убедиться, в том, что наличие опыта нисколько не мешает проявлению предприимчивости и креативности буквально во всем, за что цепляется взгляд.
Картинка январского Лондона отнюдь не серая, но когда с его улиц попадаешь в выставочный зал Olimpia, перенасыщенный информацией: красками, звуками, перемещениями людей и даже запахами, на время теряешь ориентацию в пространстве и времени.



У нас-то в отличие от организаторов, опыта нет. Мы здесь впервые и мы не знаем, как здесь ходят, по каким “улицам” этого громадного... почти-что города? Как смотреть и понимать происходящее, на что обращать внимание, стоит ли на чем-то особом сосредоточиться?


Поэтому мы решаем, что, раз уж мы не вооружились никакими гаджетами “расширенной реальности”, ходить будем без плана, доверимся в в выборе “стендов и брендов” своим самым первым и естественным впечатлениям и... интуиции, поскольку эрудицией нам в данных обстоятельствах руководствоваться трудно :) Зато можно почувствовать себя детьми, наперебой задавая друг другу вопрос: Как ты думаешь, а эта штука для чего? А это как работает?


Как нас сканировали...
Тут можно все!


Первое приятное - выставка не только бесплатна, но каждый, кто заинтересован в ее посещении, почувствует себя на ней желанным гостем. От нашего взгляда не могу ускользнуть те самые мелкие детали, по которым потом и и сложится мозаика впечатлений от большого трейд-шоу. Все приветливы, все готовы помогать-разъяснять-обучать и просто общаться. А технические приспособления - эти невидимые помощники организаторов - они нас, неискушенных, конечно удивляют, особенно поначалу. Например, печать бумажных бэйджей по бар-коду, предъявляемому на входе, их сканирование на стендах с целью заполучить твой мейл, разумеется, с разрешения, и контроль участников платных семинаров считыванием информации с того же бэйджа (как видно из опубликованных отзывов, это запомнилось всем).
Перемещаясь от стенда к стенду, мы то и дело обмениваемся впечатлениями, нам нравится замечательный дизайн стендов, позволяющий одновременно “быть со всеми” и “наслаждаться приватностью”. И не только это - удивительное разнообразие дизайнерских приемов и приманок, заботливо припасенных экспонентами, не только не разрывают пространство на отдельные островки конкурирующих технологий и стилей, а наоборот, создают радостную и гармоничную картинку, возвращающую нас в мир чистых цветов и ярких детских эмоций. А еще – очень уместные в окружении гуру It-технологий стайки детей – непринужденно расположившиеся в павильонах на неформальных школьных матрацах-креслах или удивительных стульях-лошадках с последними новинками школьных нетбуков.

Как нам нравится на этой выставке вместе с ними “быть детьми”! Все можно трогать, на все кнопки нажимать, стучать по на клавиатурам и играть в компьютерные игры, рисовать на досках и других поверхностях.

Когда за поворотом на новую “выставочную улицу” мы вдруг видим болид Формулы-1 от компании Kingston, то ноги сами ведут нас на ее стенд, и вот уже приветливый хозяин стенда предлагает подождать немножко, пока молодой человек, освоившийся в кабине пилота за штурвалом симулятора гонки, не наиграется. А вы хотели бы на минутку почувствовать себя Шумахером?

Путь от выставки до школы...

Третий час путешествуя по проспектам и закоулкам выставки, мы вдруг начинаем все чаще в разговорах сбиваться на любимую тему: все это многообразие креативных решений должно быть востребовано существующей системой образования, оно же не может существовать само по себе! А это означает, например, что в этой самой системе отлажены механизмы, каким образом современное оборудование и программное обеспечение, разное - дорогое и не очень, узко специальное или наоборот, гибко настраиваемой под нужды каждого учебного заведения, попадает в школы. И способов этих - уж точно, не один.
В первый день выставки мы еще не знаем, что нам повезет попасть и в лондонскую школу, где мы получим подтверждение своим догадкам. Да, с закупками помогает государство, но и самостоятельности в выборе каждая школа не лишена. Поэтому и в школе даже сложные устройства не пылятся, но осваиваются учителями, а разные программные "оболочки" быстро наполняются содержанием.

Новый рынок - новые потребители?

На выставке представлено много разных систем управления знаниями (LMS – learning management system), в том числе, для школ. Это не только библиотеки учебного контента c готовыми учебными объектами, в том числе мультимедийными и средства обратной связи учащегося с преподавателем... В них есть все функции для создания и пополнения собственной учебной среды школы всеми участниками, а это и ученики, и учителя.
Отдельного упоминания заслуживают специальные решения для родителей. Если судить по количеству представленных на выставке проектов: начиная с систем оповещения родителей (например, http://www.truancycall.com/), продолжая системами организации школьного питания и его онлайн-оплаты (такой как https://www.parentpay.com/) и, заканчивая интегрированными платформами для оказания целого спектра услуг в области образования для населения (например, http://openhive.net/). Вообще, уровень участия родителей в делах школы заметно выше, чем это привычно для нас.
А если попытаться обобщить самые сильные впечатления от представленных на выставке продуктов, то поражает скорость реагирования разработчиков на запрос школы и даже на опережение этого запроса. Мы еще только подумали об использовании средств Web 2.0 в учебном процессе, а фирмы уже предлагают комплексные веб-дванольные решения http://education.critical-links.com/.
Если есть такой большой рынок, новых товаров и услуг, значит, есть в нем выращены и новые потребители? Видимо, что по менталитету учителей и сложившимся традициям в управлении школой (например, в том, что касается родительского участия), школы Британии оказались более подготовленными к переменам, к использованию инновационного оборудования и новых идей в обучении .
В связи с этим нам все время не дает покоя мысль: не всегда же у них было так? Наверное были и трудности перехода “от старого к новому”? Наверное, пришлось перестраивать систему обучения и повышения квалификации учителей? Наверное, своевременно были были сделаны какие-то специальные шаги по вовлечению родителей? Опять же, состоявшаяся чуть позже поездка в Gonville Primary School поможет нам найти ответы на многие из этих вопросов.

Традиции и современность...

Как вы думаете, что на выставке современных образовательных технологий представляли хозяева этого стенда?

Да-да, вот эти веселые картинки для малышей.
Это было еще одно из открытий этой выставки - удивительный микс традиционных средств обучения и последних новинок из мира компьютерных и коммуникационных технологий.
В “бумажном киоске” бойко шла торговля наклейками с изображениями животных и английских монет, словами и цифрами. А в том, что это были не просто сувениры, а самые нужные в английской primary school вещи, мы убедились, когда в такую школу приехали.
Но это был только первый повод для удивления. на другой “улице” нам повстречался еще один необычный экспонент. Как вы думаете, какую традиционную технологию он представлял? Что всплывает в памяти, когда мы произносим слова - “англичане”, “традиция”?
Возможно, зеленый английский газон или любовь к садам?
Вы спросите, какое отношение имеют сады и газоны к British Education and Training Technology, в www.thegardenescape.co.uk вам готовы дать убедительный ответ - эта компания занимается изготовлением садовых павильонов-классов для школ, создавая гармоничное пространство для детей.
О таком реальном пространстве будет наш следующий пост – пост о школе, которая нас удивила.

Впечатлениями поделились Людмила Рождественская и Лидия Кобцева.
Фото Лидии Кобцевой.

Комментариев нет: