четверг, 20 января 2011 г.

С мыслью о детях Великой Британии… И о наших тоже… - репортаж Ольги Брыксиной




Да, впечатлений от этого непродолжительного, но очень насыщенного визита в Лондон, море (а если честно, даже океан!)… Хочется рассказать о многом, поэтому мысли путаются и трудно сконцентрироваться. Но, пожалуй, начну с того, что поразило больше всего. Посещение BETT-2011, музеев и достопримечательностей Лондона, общеобразовательной школы (знаю, правда, по рассказам коллег) позволяет сделать вывод, что страна, в буквальном смысле наслаждаясь днем сегодняшним (уровень жизни потрясающе высок!), живет все-таки с мыслью о дне завтрашнем…
Понимая, что выставка, в общем-то, носит коммерциализированный характер, общим девизом этого шоу можно, наверное, перефразировать известный слоган «Все для школы, все для победы…». Но «победы» не над чем, а «победы» ради чего… Основная цель - создание комфортной среды обитания, условий для реализации априори безграничных, по-моему, возможностей человека…
И такому обществу не грозит никакая косность (как принято в русском языке называть умственный и нравственный застой) или стагнация (отдадим дань модному словечку)…
Каждый презентатор понимал, естественно, это по-своему… Но была общая ИДЕЯ. Судя по количеству английских компаний, представлявших продукты для системы образования, и числу привлеченных брендовых производителей, эту идею можно назвать, наверное,национальной…
Зарисовка первая.
Мы входим в холл выставочного комплекса «Олимпия». Следом заводят группу школьников. Все в ярких жилетах со светоотражающими полосками… Как говорится, мелочь, а заставляет задуматься. Понятно, что так решается чисто прагматическая задача обеспечения безопасности школьника… Но создается и другое впечатление. Как будто каждый, одетый в такую жилетку, обращается к окружающим: «Обратите на меня внимание! Я – особенный! Я – это ваше завтра!»… И все это понимают, и отношение соответственное…
Зарисовка вторая.
Действующие лица те же, но они уже у стенда. Их по-настоящему рады видеть! Почему? Они же ничего не покупают! А потому, что все это для них… И их реакция на продукт, действительно, является индикатором.
Замечу, что на выставке было достаточно много школьников и среди посетителей, и среди презентаторов…

Зарисовка третья.
14.01.2011. 9.50. Мы стоим с Ольгой Михеевой у входа в музей Виктории и Альберта «Victoria & Albert Museum». Он откроется в 10.00. Кстати, вход бесплатный (и для иностранцев тоже!). А по пятницам музей работает до 23.00.
Группу детей из 12 человек на экскурсию (все в тех же жилетах) привели 4 взрослых человека. Каждый из взрослых общается со своей микрогруппой, рассказывая о музее, о том, что они сейчас увидят… Никто не одергивает детей, не делает замечаний… Они просто общаются! И взрослые, и дети находятся в состоянии предвкушения чего-то особенного, улыбаясь, подпрыгивая, щебеча… Вот она, педагогика сотрудничества...
Зарисовка четвертая.
Тот же день, но 12.30.
Мы в главном холле музея естественной истории и науки (Natural History Museum)… Мимо нас в буквальном смысле пробегает группа 7–8-летних детей, одетых в школьную форму. У каждого в руках планшеты с чистыми листами бумаги, карандаши и ручки. Они бегут на занятие в зал динозавров. А сколько их там ждет интересного!
Другую группу встречаем в зале, рассказывающем о происхождении и строении Земли. Вместе с группой 5–6-летних детей на эскалаторе въезжаем «внутрь земного шара». Мне приходится держать одного из школьников за руку, поскольку запрещено ребенку находиться на эскалаторе без поддержки взрослого. Он доверчиво дает мне руку. Он не боится, он знает, что его все любят и защитят… Этих же детей мы видели на стенде, имитирующем землетрясение. Их учат познавать мир, учат анализировать ситуацию и принимать правильные решения, их учат жить… И не только в стенах школы…
Поведение более взрослых школьником наблюдали около стенда, демонстрирующем видео, как вскармливают, лелеют и оберегают детенышей животные и люди. Причем, на трех экранах демонстрировался один и тот же сюжет, но с задержкой. Поэтому можно одновременно видеть, как ласкает медвежонка медведица, как женщина с любовью кормит младенца или бабушка с дедушкой целуют своего внука… Картинка меняется, но атмосфера любви и доброжелательности заставляет улыбнуться даже взрослого человека. Парнишки (лет по 9-10) отходят, улыбаясь. Они знают, их любят…
Зарисовка пятая.
14.01.2011. 16.00.
Успели! Мы в Национальной галерее (The National Gallery) на Трафальгарской площади. Мы стоим у «Мадонны в скалах» кисти великого Леонарда. Вокруг экскурсовода большая группа, видимо, студентов колледжа. Стоя и сидя на полу, студенты внимательно слушают… Сразу же вспомнился последний (в сентябре 2010 года) визит в Третьяковскую галерею, где школьники сидели, отвернувшись от картины К. Брюллова «Всадница», вообще не слушая экскурсовода и всем видом показывая, что они ждут завершения действа… Может, они были первый раз в музее?...
Вместо эпилога…
Что я думала, глядя на этих детей? Есть в русском языке такая пословица «Как аукнется, так и откликнется»… Может быть, критикуя наших детей за невежество и нежелание учиться, мы должны задуматься над традиционным для России вопросом «Кто виноват?»… Давайте, не критикуя правительство и систему образования, что становится не просто модным, а даже обязательным (это не делает только ленивый), будем любить детей, жить для них, думая и своем будущем… А есть ли оно у нас? Не опоздали ли мы?
Отправить комментарий